Правда в отличие от классических версий с богатыми декорациями и яркими костюмами эта постановка выполнена в аскетичной сценографии: ничего лишнего и даже привычно необходимого. Вместо живописных картин барской усадьбы и сверкающих залов нешуточные страсти втиснуты в зауженное пространство сцены, обрамленное черными и белыми панелями. В костюмах преобладают все оттенки серого. А единственное яркое пятно - письмо Татьяны, которое из белого полотна, символизирующего искренность девичьих чувств в начале спектакля, превращается к финалу в ало-черный свиток, олицетворяющий горечь потерь. В них не только смерть Ленского, но и бессмысленность бытия живущих в тоске и нелюбви.
По замыслу постановщиков спектакля (кстати, оба - режиссер Владимир Петров и дирижер Александр Анисимов - лауреаты национальной театральной премии "Золотая маска"), основной акцент сделан не на пафос и внешнюю красивость, а на эмоциональную составляющую оперы, ее искренность. И хотя поклонники классических прочтений "Онегина" немало повздыхали о том, что не увидели привычно яркого спектакля, открытая к новому публика оценила его наивысшим баллом - возгласами "браво".
В таком прочтении творческий плод двух гениев - Пушкина и Чайковского - прозвучал квинтэссенцией роковых страстей, неразгаданных чувств, прерванных отношений. В каждом оперном персонаже здесь живут печаль и одиночество. И, несмотря на стремительное развитие действий, праздника в этом движении нет, а есть печальная история о людях, прошедших мимо своего счастья. Судьба Татьяны (по совпадению ее партию исполнила солиста Самарской Оперы Татьяна Ларина) и Онегина (Георгий Цветков) предопределена. Ведь Онегин, по сути, убил не Ленского, а "поэта" в себе. Лишившись этого светлого начала, он еще какое-то время пытается воскресить друга, общаясь с его "тенью" после дуэли. Но рок неумолим - как "в вышнем суждено совете"! Таким образом, сохранив неизменной музыку Чайковского, постановщики спектакля психологически усложнили его содержание.
Георгий Цветков, исполнитель партии Онегина:
- Отличительная черта самарского спектакля - это минимум декораций и предметов, с которыми работают актеры: в предыдущей постановке 2008 года я еще пробовал варенье из банок и гладил снопы. Здесь же мы, по сути, взаимодействуем только друг с другом. Наверняка это связано с тем, что для создания музыкального спектакля приглашен драматический режиссер, который пытается вытащить их каждого актера максимум чувств и эмоций. Если обычно постановщики опер работают крупными мазками, делая акцент на пении и музыке, то в данном случае было много очень важных нюансов.
Дмитрий Крыжский, исполнитель партии Ленского:
- Я видел много разных постановок "Евгений Онегина", в одном спектакле действие происходило вообще не в барской усадьбе, что укладывается в русскую традицию, а в отеле. Были и такие, где действия было больше чем пения. И лично мне такая трактовка близка. Самарская же постановка - это череда миниатюр, объединенных в один большой спектакль и она самая минималистическая из всех. Однако хороший артист не тот, кто пытается перепрыгнуть через режиссера, а тот, кто способен исполнить его замысел. Чайковский - это константа, которая сохраняет свою идею в самых разных постановках.