Олег Анатольевич, власть предложила оппозиции "дорожную карту" выхода из кризиса. Почему их лидеры не спешат принять предложение.
Олег Царев: Начнем с того, что оппозиция от предложения возглавить правительство не отказалась. Это не было шуточным предложением, как сейчас пытаются представить дело оппозиционные средства массовой информации. Даже лидер "Свободы" Олег Тягнибок не отказался однозначно от продолжения переговоров, хотя ему-то как раз ничего не предложили, кроме отвода "войск". И если предложение поста вице-премьера по гуманитарным вопросам для Виталия Кличко подается в наших СМИ как тонкая издевка со стороны власти, то предложение Арсению Яценюку, что бы ни говорили, - вполне серьезное. Пока, дипломатически выражаясь, можно говорить о том, что оппозиция проявила заинтересованность этими предложениями.
Предположим, что Яценюк станет премьером. Что будет с Украиной дальше?
Олег Царев: Самое важное, что в этом случае появится некий консенсус и страна вернется к нормальной жизни, без экстремистских рисков для экономики. А вот приведет ли это к изменению политики, будет зависеть от дальнейшего развития событий. Точно - то, что у нас уже есть соглашения и общие проекты с Россией, и мы надеемся, что кадровые перестановки в правительстве не приведут к очередному ухудшению отношений, разрыву договоренностей, приостановке проектов. Мне кажется, то, о чем мы уже договорились, не может быть разорвано. Это и производство самолетов "Ан" в Харькове, и завод ядерного топлива под Кировоградом, и заказы для Николаевских верфей, и проект новой совместной ракеты-носителя для завода "Южмаш", и многое другое. Экономическая прагматика здесь должна взять верх, даже если премьером станет Яценюк.
Оппозиция не дала ответа на эти предложения. Как долго власть готова ждать реакции?
Олег Царев: Наши предложения в адрес оппозиции звучат как бессрочные. Конечно это не так. Контрольная точка - вторник, заседание Верховной рады, где политический кризис может быть разрешен в рамках конституционного поля. С учетом того, что сегодня стороны не доверяют друг другу, парламент остается единственным местом легитимного решения общественных конфликтов.
Отмена законов, принятых 16 января, например, о введении уголовной ответственности за пропаганду нацизма, это реальность?
Олег Царев: Об отмене мы не говорим. Мы готовы рассмотреть поправки к законам, сделать их более доскональными. К примеру, закон о клевете. Он - рамочный. Там нет детального рассмотрения, что такое клевета, нет по пунктам расписанных признаков. Равно как и остальные нормы из этого пакета, в том числе касающиеся и пропаганды нацистских идей. Мы готовы их детализировать, обсуждать поправки, дискутировать с оппозицией. Иной формат - вроде отмены всего и сразу - не рассматривается в принципе.
В действительности главное не то, на какие уступки готовы пойти мы. Куда важнее, насколько оппозиция сможет выполнить условия восстановления гражданского мира. От них требуется единственное - освободить центр Киева, отвести боевиков, разблокировать административные здания в регионах. Пока есть сомнения, что они способны управлять протестующими массами, а значит, и отвечать за свои слова. Раз есть сомнения, значит, и переговоры идут в соответствующей обстановке - стороны не доверяют друг другу. Единственное условие к оппозиции - успокоить толпу. Но, вот как они будут это делать, ответа нет. Однако именно это условие - ключевое для дальнейших переговоров и фактического закрепления их результатов.
Оппозиция уже приступила к явочному захвату областных администраций в регионах и требует перевыборов. Это раскол Украины?
Олег Царев: Не нужно сгущать краски. Протесты в западных регионах серьезные, не будем отрицать, но управляемость не нарушена. Стоит обратить внимание и на то, кто эти штурмы организовал: радикальные националисты, которых все-таки меньшинство даже в западных регионах. Они сегодня создают самостоятельные законодательные и исполнительные органы. Вопрос, на какие средства они будут существовать, если их независимость автоматически влечет за собой прекращение финансирования из государственного бюджета.
Но даже не это главное. Кого они будут выбирать в 2015 году? У нас через год президентские выборы. И вопрос стоит ясно: либо западная Украина в них участвует, либо нет. Последние президентские и парламентские выборы всеми международными наблюдателями были признаны честными и транспарентными. Без взаимовыгодного урегулирования кризиса и восстановления диалога элит, легитимные президентские выборы на Украине ставятся под вопрос. Так что либо Украина выбирает одного президента, либо выборы состоятся в двух разных "Украинах".
Министр обороны Украины Павел Лебедев заявил, что вооруженные силы не будут вмешиваться в противостояние между действующей властью и оппозицией. Лебедев назвал предложения некоторых политиков о вмешательстве военных "провокацией" и подчеркнул, что армия будет следовать Конституции страны, которая "четко прописывает ее роль, функции и задачи". В субботу районные суды Киева арестовали 12 участников массовых беспорядков на улице Грушевского. Глава МВД Украины Виталий Захарченко заявил о том, что в Доме профсоюзов и в здании Киевской городской государственной администрации "накапливается огнестрельное оружие". МВД Украины призвало граждан страны не поддаваться на провокации в регионах и не идти на поводу у приезжих лиц. В Черкассах в воскресенье были арестованы более 40 человек, которых подозревают в массовых беспорядках и захвате здания областной администрации.