Закончилась двухлетняя тяжба между правительством Ростовской области и бывшими собственниками аэропорта Ростова-на-Дону о контроле над главными донскими воздушными воротами. После того как постановлением областного Арбитражного суда из-за многолетней невыплаты дивидендов во внеочередном собрании акционеров было запрещено участвовать офшорным компаниям бывших собственников из коммерческих структур, другой собственник правительство Ростовской области (управляет госпакетом в 38% акций) полностью сменило совет директоров аэропорта и его ревизионную комиссию.
В итоге представительство властей в совете выросло с трех до семи, столько же человек было проведено в комиссию.
Тяжба закончена, но перспективы ростовского аэропорта все равно остаются туманными. С одной стороны, уже началась реализация проекта строительства нового аэропорта-хаба Южный на другой площадке, примыкающей к федеральной трассе М 4 "Дон". Его запуск намечен на 2017 год и приурочен к проведению в Ростове матчей чемпионата мира по футболу 2018 года. Разработчики проекта утверждают, что пропускная способность хаба рассчитана на 8 млн пассажиров ежегодно. Соответственно, необходимость в существовании зажатого в городской черте нынешнего ростовского аэропорта отпадает.
С другой стороны, его растущий пассажиропоток (в 1,7-1,8 млн человек ежегодно) давно уже требует расширения мощностей существующего аэропорта. Тем более что он должен стать резервным для ЧМ-2018. А стало быть, модернизировать аэровокзальные мощности и взлетно-посадочную полосу требуется уже сейчас. Средств на это у регионального правительства нет (модернизация ВПП делается за счет федерального бюджета). По мнению ряда экспертов, только первоначальная цифра на ремонт аэровокзального комплекса потребует порядка 70-80 млн долларов.
- Создается такое впечатление, что правительство получило аэропорт, который сразу же превратился в "чемодан без ручки" - оно не знает, что с ним теперь делать, - заметил в беседе с "РГБ" глава исследовательского агентства "Ифраньюс" Алексей Безбородов. - Возможно, донские власти пойдут по кубанскому пути - там в ряде аэропортов при дефиците средств произвели лишь косметический ремонт.
- Целесообразнее всего будет отдать землю аэропорта под другие проекты, - считает аналитик компании "Инвесткафе" Андрей Шенк. - Потенциал для расширения старого аэропорта сильно ограничен, так как он находится в черте города.
Впрочем, бывшие собственники скептически относятся к перспективам и нового хаба. По мнению предпринимателя Ивана Саввиди, даже при благоприятном прогнозе в ближайшие пять-семь лет рост пассажиропотока вряд ли превысит три миллиона человек в год. По его прогнозу, реализация проекта лишь выльется в рост ставок на взлет-посадку и снижение востребованности услуг ростовского хаба, что снизит конкурентоспособность и ляжет бременем на жителей области.
Пока донские власти не обозначили своих действий по модернизации ростовского аэропорта, лицензия на деятельность которого как раз истечет к моменту планируемого запуска в эксплуатацию нового хаба.