Так что пока прогнозы наших экспертов о том, что российская валюта начнет отыгрывать потерянное, не сбылись, впрочем, неделя только началась.
"Это не ослабление рубля, а укрепление доллара", - прокомментировал ситуацию на валютном рынке министр экономического развития Алексей Улюкаев в интервью телеканалу "Россия 24". Отчасти это именно так, считает профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ "Высшая школа экономики" Александр Абрамов. Он пояснил "РГ", что в большинстве стран - и развитых, и тем более развивающихся - доллар укрепляется. Скажем, в Бразилии реал упал гораздо более глубоко, чем российская валюта. Это общемировая тенденция, и все дело в восстановлении экономики США. И капиталы со всего мира устремились в Штаты. Для инвесторов важны, прежде всего, показатели ВВП и безработицы, а они в США улучшаются, отмечает финансовый аналитик Сергей Суверов.
С другой стороны, происходящая сейчас коррекция естественна, она отражает экспортный потенциал и инвестиционную привлекательность России. "В долгосрочной перспективе мы все ожидали, что доллар будет укрепляться в отношении рубля", - говорит Александр Абрамов. В начале года курс учел ожидания инвесторов и заложенные ими 10-15 процентов рисков в отношении нашей валюты. Теперь на несколько десятков копеек она еще может подешеветь, но уже не будет падать так стремительно. Тем более что позиции доллара могут быть поколеблены очередным обострением политических баталий по поводу госдолга и бюджета, а их избежать не удастся, считает Сергей Суверов. Многое будет зависеть от политики ФРС, которая на днях может объявить о сворачивании монетарного стимулирования. В долгосрочной перспективе миной замедленного действия является огромный дефицит торгового баланса США.
Между тем составители индекса бигмака в очередной раз пришли к выводу, что курс рубля по отношению к доллару занижен на 43 процента и за него следовало бы давать лишь 19 рублей 25 копеек. Заокеанское издание The Economist предлагает оценивать стоимость национальных валют не по скрупулезно вычисленному паритету покупательной способности, а на основе цены одного-единственного, зато всемирно популярного бигмака, на приготовление которого идут основные продукты потребительской корзины: хлеб, молоко, мясо, яйца и так далее. В России этот гамбургер стоит 2 доллара 62 цента, в то время как в США - на 2 доллара дороже. Аналогичная картина с евро: по отношению к рублю его переоценивают еще больше - на 46 процентов.
Эксперты скептически относятся к этому индексу, считая его наглядным, но слишком грубым инструментом. В частности, он не учитывает, что такие составляющие стоимости фастфуда, как заработная и арендная плата, в России ниже. Но, к примеру, авиабилеты и одежда стоят дороже, чем в США, напоминает Сергей Суверов. Важнее, что рубль более ценен, если исходить из паритета покупательной способности, подчеркивает Александр Абрамов. И напоминает, что по этому показателю Всемирный банк перевел Россию в категорию развитых стран, она занимает пятую строчку.