Также в списке идей упрощение налоговой отчетности - сведение объема декларации до 1-2 страниц, удаление из форм лишней информации, а также ограничение полномочий уполномоченных органов на ежегодное изменение форм отчетности. Бизнес также ратует за унификацию форм и способов предоставления отчетности в различные ведомства, а заодно и за отказ от нулевой отчетности. Все это упростит бизнесу жизнь и сократит объемы поступающих в налоговые органы сведений. Также среди предложений - передача функции администрирования страховых взносов Федеральной налоговой службе (ФНС), что позволит сократить объем сдаваемой бизнесом отчетности. Эксперты также предложили дать региональным властям право определять виды экономической деятельности, которые можно перевести на патентную систему налогообложения. А кроме того, сократить перечень сведений, составляющих налоговую тайну, исключив из него информацию об объемах начисленных и уплаченных налогов.
Среди предложений есть и те, которые уже взяты на вооружение налоговиками и минфином: внедрение режима добровольного "расширенного взаимодействия" налогоплательщиков и налоговых органов и оптимизация налоговых льгот.
При обсуждении идей эксперты отметили плюсы существующей налоговой системы. Аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин призвал не отказываться от зарекомендовавших себя инструментов без анализа последствий: "Наша налоговая система выдержала такие удары, как 1998 год. Она выстояла, она работает, она дает доходы". Однако Андрей Макаров, глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам, напомнил, что это была модель налоговой системы десятилетней давности. "Мы разрушили конкурентоспособную налоговую систему за 10 лет, а без налоговой системы бюджет ждет катастрофа", - заявил он. За последние годы нагрузка на бизнес увеличилась, что негативно сказалось на легальности его работы.
Эксперты подвергли критике скрытые способы увеличения платежей для бизнеса, которые подрывают доверие к налоговой системе. Сергей Пепеляев, управляющий партнер "Пепеляев Групп", заявляет, что, несмотря на 13 видов налогов, которые отражены в Налоговом кодексе, в России фактически насчитывается множество платежей, не включенных в кодекс. Это утилизационные, портовые сборы, плата за негативное воздействие на окружающую среду. "По сути, это параллельная налоговая система", - резюмирует Пепеляев. К примеру, вывод страховых платежей из налоговой системы юридически снизил налоговую нагрузку, фактически она увеличилась. Эксперты уже не в первый раз обращают внимание законодателей на необходимость опираться при разработке основных направлений на общую фискальную, а не только на налоговую нагрузку.
Дискуссии экспертов и законодателей о налоговой политике сводятся к тому, что без решительных изменений налоговой политики не выдержит бюджет, а с серьезными изменениями - не выдержит бизнес. Причем для бизнеса негативным фактором является не только увеличение платежей, но и постоянная смена условий, в которых приходится работать. Макаров высказал предложение законодательно закрепить стабильность и предсказуемость налоговой нагрузки на 3-5 лет с запретом ее перераспределения. "Такого рода обязательства государства и надо отражать в основных направлениях налоговой политики", - заключил он. По сути, речь идет о заморозке налоговых ставок. Также стабильности налоговой системы может способствовать недопущение полемики по уже урегулированным вопросам. "Если принято решение о плоской шкале налога на доходы физических лиц (НДФЛ), то дискуссий на эту тему и быть не может, равно как полемики по сокращению перечней льготных категорий налогоплательщиков, пересмотра сроков тех или иных льгот и так далее", - сообщил Сергей Беляков, заместитель министра экономического развития РФ. По мнению Белякова, непредсказуемость правил работы на российском рынке сказывается на объемах оттока капитала. Государству стоит перестать рассматривать проблему вывода средств за границу и налогового климата по отдельности, так как они тесно связаны. Негативные налоговые новости и даже прогнозы сказываются на объемах вывода средств.
Предложения экспертов Открытое правительство представит в минфин, который в феврале опубликует первый проект Основных направлений налоговой политики.