В первый раз о таких рисках заговорили еще в субботу, 25 января, когда радикально настроенной оппозицией (по сведениям украинских СМИ - активистами движения "Спильна справа" - "Общее дело"), в Киеве было захвачено здание Министерства энергетики и угольной промышленности. Через некоторое время, по словам главы ведомства Эдуарда Ставицкого, который лично проводил переговоры с активистами, "удалось убедить людей выйти из помещения".
- Здание освободили, - подтвердил Ставицкий, но все атомные электростанции Украины переведены на специальный режим охраны. - У нас пятнадцать атомных блоков - это больше, чем 250 бомб, сброшенных на Хиросиму. Задумайтесь над этим...
На Украине, как и в России, атомные электростанции охраняют специальные подразделения внутренних войск. Они дислоцированы в местах расположения действующих АЭС. И вот именно их, по версии оппозиционных политиков, власти задействовали (или пытались задействовать) для подавления протестных выступлений в регионах. Однако в Государственной инспекции ядерного регулирования Украины эти утверждения опровергли.
"В последнее время, - говорится в официальном заявлении ГИЯРУ, - в некоторых СМИ звучит информация об использовании военнослужащих внутренних войск и личного состава подразделений по охране АЭС Украины не по их прямому назначению. В связи с этим государственная инспекция ядерного регулирования Украины информирует, что АЭС работают в штатном режиме, военные подразделения внутренних войск по охране АЭС находятся в местах дислокации и несут службу в соответствии со штатным расписанием".
Как следует из того же документа, "законодательство не предусматривает сокращения при любых обстоятельствах личного состава, несущего службу по охране атомных станций", "мониторинг состояния систем физической защиты АЭС осуществляется в реальном времени и находится под контролем уполномоченных должностных лиц Госатомрегулирования Украины", "сообщения СМИ или отдельных лиц по вопросам передислокации, изменения режима функционирования систем физической защиты АЭС, а также пребывания воинских подразделений внутренних войск по охране АЭС за пределами ядерных установок не соответствуют действительности".
Иными словами, охрана атомных станций и ядерно опасных объектов в эти дни не только не ослаблена, а напротив - несет службу в режиме повышенной бдительности. И у тех, кто верховодит экстремистскими акциями украинских радикалов, на этот счет не должно возникать никаких иллюзий.
Однако провокаторам неймется. И вчера уже Служба безопасности Украины была вынуждена сделать официальное заявление. О том, что наряду с проявлениями экстремизма участились анонимные угрозы подрыва гидроэлектростанций, а также объектов атомной энергетики.
"Их повреждение может иметь непредвиденные, особо тяжкие последствия для населения Украины", - предостерегает СБУ и напоминает об ответственности. За возможные захваты или уничтожение объектов, имеющих важное хозяйственное или оборонное значение, произведенные с целью ослабления государства, нарушения правопорядка, устрашения населения, влияния на принятие решений органами власти, предусмотрено наказание до 15 лет по статьям "диверсия" и "террористический акт".
Сейчас на территории Украины четыре действующих АЭС, а доля атомной энергетики в общем объеме электрогенерации составляет 46 процентов. Только на Запорожской станции (Энергодар, Запорожская область) в работе шесть энергоблоков суммарной мощностью 6 гигаватт - это самая крупная АЭС в Европе. На Ровенской АЭС (Кузнецовск, Ровенская область) - четыре энергоблока, на Хмельницкой (Нетешин, Хмельницкая область) - два и еще два строятся, на Южно-Украинской (Южно-Украинск, Николаевская область) - три. В пристанционных хранилищах на всех украинских АЭС, включая остановленную Чернобыльскую, находится значительное количество облученного (уже отработавшего в реакторах) ядерного топлива, которое таит в себе едва ли не большую опасность, чем работающие реакторы. Поэтому все такие объекты находятся за периметром физической защиты АЭС и строго охраняются.