Новости

28.01.2014 00:45
Рубрика: Экономика

НОС по ветру

Отсутствие простых и понятных правил игры на рынке производства органической продукции сейчас является основным тормозом развития этого перспективного сектора сельского хозяйства. К такому выводу пришли участники "круглого стола", посвященного созданию Национального союза производителей и потребителей органической продукции (Национальный органический союз, или НОС).

Принятие федерального закона о производстве органической продукции забуксовало на стадии обсуждения, и этот документ явно не сможет вступить в силу ранее 2015 года. Хотя здесь стоит поторопиться, поскольку, по мнению экспертов, его появление может существенно "подхлестнуть" рост рынка с нынешних 150 млн до 225 млн долл., причем в течение буквально нескольких лет. Пока же этот сегмент прибавляет более скромными темпами - не более 7% в год, хотя в сравнении с другими сельхозотраслями, да и экономикой в целом это просто рывок. Но дело в том, что при благоприятном раскладе в этом секторе рост должен быть в разы, учитывая интерес населения к здоровому питанию и огромное количество неосвоенных земель.

Но расклад, к сожалению, пока не вполне благоприятный. В том числе и из-за отсутствия системы сертификации, что тормозит расширение спроса на органические продукты в России. И немногочисленные отечественные производители "органики" стремятся работать по международным правилам, сертифицируя свою продукцию по стандартам США или ЕС, или ввозя ее из-за рубежа, что делает ее значительно дороже для потребителя. Поэтому одна из важных целей создания НОСа - способствовать законодательному урегулированию органического производства и потребления в РФ. Плюс ко всему, по словам заместителя генерального директора корпорации "Органик" Олега Мироненко, важно добиться отдельной государственной поддержки производителям органической продукции, особенно тем, кто только приходит на этот рынок. "В конверсионный период (то есть время, необходимое для перехода от традиционного производства к органическому, это 2-3 года минимум) фермер теряет урожайность приблизительно на 30%, количество производимого молока - на 30-50%, - говорит он. - При этом нет никакой гарантии, что, выйдя на рынок, он получит тот доход, который планировал изначально. Именно в этот период государство должно запускать некий поощряющий механизм".

Пока же производители органической продукции, неся несоизмеримо большие расходы, пользуются теми же преференциями, что и остальные крестьяне.

В этом кроется одна из причин более высоких цен на органику. Другая проблема, как сообщил президент компании "Аривера" Игорь Калеткин, в том, что в РФ не выпускается специфическая техника, требующаяся, к примеру, для рекультивации земель. А импортная обходится дорого. Следующий аспект - переработка. "Органического сырья, которое производится в России, недостаточно для того, чтобы этот эффект масштаба сработал на снижение цены. И здесь нам очень важно убедить других участников сельхозрынка переходить на органические рельсы", - отметил эксперт.

Пока же этот рынок в России мало того что серьезно отстает от зарубежных, но еще и наводнен импортными товарами. Так, председатель совета директоров ГК "Агранта" Сергей Бачин сообщил "РГБ", что совокупный рынок органической продукции в США и ЕС исчисляется 60 млрд долл. в год, в то время как в России только приближается к 150 млн долл. Из них 120 млн долл. приходится на долю завозных продуктов. Хотя по показателю свежести овощей, фруктов, молочной продукции, мяса российская "органика", несомненно, опережает зарубежную из-за "короткой" доставки.

Экономика Товары и цены
Добавьте RG.RU 
в избранные источники