Новости

28.01.2014 00:40
Рубрика: Власть

Все суды в теме

Информационные технологии помогли сформировать единую правоприменительную практику
Создание условий для максимальной открытости и прозрачности правосудия, а также принцип независимости и объективности при вынесении судебных решений названы основными направлениями развития судебной системы в Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы". О доступном и эффективном правосудии "РГБ" рассказал начальник правового управления Федеральной налоговой службы (ФНС) Олег Овчар.

- Как бы вы охарактеризовали арбитражную систему?

- За время становления и развития системы арбитража много успехов было достигнуто в сфере укрепления законности и стабильности при разрешении экономических споров. В первую очередь это связано с формированием единообразной правоприменительной практики. Экономические споры отличаются сложностью рассматриваемых дел, в том числе процесса доказывания по ним, определения подлежащих применению правовых норм, квалификации спорных правоотношений. Все это усложнялось и необходимостью понимания сущности экономических процессов, которые протекали в условиях становления рыночной экономики.

Сложность экономических составляющих элементов налогообложения и одновременно фискальный характер функции налогов требовали определенности в регулировании налоговых правоотношений и в то же время оперативного выявления и реагирования на неправомерные схемы уклонения от налогообложения. Например, экономический анализ зачастую требуется при рассмотрении тех или иных вопросов налогообложения: оснований и целей установления льгот определенным категориям налогоплательщиков, рассмотрения разнообразных методологических вопросов, проведения правовой квалификации совершенных сделок. Судебно-арбитражная практика при рассмотрении налоговых споров должна учитывать и устанавливать баланс частных и публичных интересов, на что неоднократно указывал Конституционный суд. Одновременно оценка экономической природы деятельности граждан и компаний в ходе рассмотрения налоговых споров нередко сопровождается необходимостью исследования процессов, протекающих в мировой экономике, отношений с иностранными партнерами и государствами. В качестве таковых можно назвать споры, связанные с вопросами тонкой капитализации, применением международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Налоговое законодательство характеризуется частыми изменениями, а в условиях появления новых гражданско-правовых институтов и экономических категорий рассмотрение налоговых споров требовало блестящего мастерства арбитров и их глубоких знаний не только правовых норм, но и экономики. Кроме того, судьи должны были активно воспринимать новые динамично развивающиеся процессы в различных сферах общества и государства, которые возникали в условиях формирования и совершенствования общественных отношений, интеграции России в мировое сообщество, и давать им оценку применительно к действующему правовому регулированию.

- Какие еще меры позволили достичь арбитражными судами единства правоприменения?

- Внедрение новых передовых информационных технологий и учет международного опыта в этой сфере, безусловно, способствовали формированию единства правоприменительной практики. Обмен информацией между арбитражными судами разных регионов, поступление процессуальных документов сторон, а также размещение принятых судебных актов происходит практически моментально. Судебные заседания Президиума ВАС РФ транслируются в Интернете, позволяя неограниченному кругу лиц фактически присутствовать на судебном заседании. Это дает возможность лучше понимать мотивы и основания принимаемых судебных актов. Становлению единого правового пространства способствует открытость доступа к судебной практике по многочисленным спорам и возможность оперативного учета уже сформированных судами позиций при рассмотрении аналогичных споров.

Кроме того, введенная в практику система электронной подачи документов позволила более эффективно использовать ресурсы судов и участвующих в рассмотрении дела сторон. Быстрое отражение в информационных ресурсах ВАС РФ сведений о поступивших заявлениях, процессуальных документах, назначенных и проведенных судебных заседаниях, обжаловании судебных актов, а также результатах рассмотрения дел позволяет сторонам своевременно получать эту информацию и учитывать в дальнейшем при формировании правовой позиции по спору, анализировать тексты судебных актов.

- Как внедрение информационных процессов в арбитражных судах изменило организацию судебно-правовой работы непосредственно в ФНС?

- Современные передовые достижения в области информационных технологий, связанные с возможностями использования видео-конференц-связи, получения и направления процессуальных документов в электронном виде, позволили сэкономить финансы и время на присутствие в судебных заседаниях. Так, налоговые споры, а также споры о несостоятельности (банкротстве), уполномоченным органом в которых выступает ФНС, зачастую сопровождаются большим количеством лиц, участвующих в деле, а также нередко требуют длительного рассмотрения дела. Более того, и в государственных, в том числе налоговых, органах, и в крупных компаниях количество находящихся в производстве судебных споров может быть значительным. Все это вызывало сложности с обеспечением явки представителей в судебные заседания, требовало дополнительных временных и трудовых ресурсов. Более того, размещение в открытом доступе информации о назначенных судебных заседаниях позволило решить вопросы с судебными извещениями. Обязательность отслеживания участвующими в деле сторонами информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи теперь закреплена в Арбитражно-процессуальном кодексе РФ. Нововведения арбитражных судов зачастую широко освещаются и обсуждаются, деловое и научное сообщества участвуют не только в обсуждении принимаемых проектов постановлений пленумов, информационных писем, но и при введении в эксплуатацию новых сервисов и ресурсов.

- По каким еще вопросам ФНС и арбитражные суды информационно взаимодействуют?

- Сейчас арбитражные суды могут получать от ФНС данные, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Это позволяет получать актуальную и достоверную информацию об учредителях, руководителях, адресах местонахождения лиц, участвующих в деле, что оптимизирует судопроизводство. Также суды получают в ФНС сведения о дисквалифицированных лицах. Кроме того, на базе принятых судебных решений, содержащих сведения о лицах, отказавшихся от участия и руководства организациями, ФНС в рамках сервиса "Проверь себя и контрагента" сформирован ресурс, позволяющий заинтересованным лицам получать информацию о своих контрагентах, в том числе потенциальных, что особенно актуально при заключении договоров. На сайте ФНС есть ресурс "Судебные решения", в котором отражены наиболее важные и значимые решения судов по налоговым спорам, а также судебные решения, признающие некоторые нормативные правовые акты ФНС не соответствующими закону.

Работа по взаимному обмену информацией проходит и сейчас. Летом 2013 года был принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям". Он обязывает налогоплательщиков и налоговых агентов представлять декларации по НДС в электронном виде. Обязанность представлять декларации по НДС в электронном виде также распространяется на организации, не являющиеся налогоплательщиками, или освобожденные от уплаты налога в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с суммой НДС. Упрощение этих процессов, с одной стороны, повысит результативность информирования друг друга, с другой - приведет к сокращению количества истребуемых документов. Особенно актуально это сегодня, когда большая часть налогоплательщиков и налоговых агентов ведут бухгалтерский и налоговый учет в электронном виде. Перспективой развития в этой области является формирование доказательной базы в судах в случае возникновения споров, основанных на этих документах.

Наиболее эффективно в условиях модернизации как в госорганах, так и в судах представление перечисленных документов в материалы судебного дела в электронном виде, заверенных электронной цифровой подписью. Во-первых, такие доказательства будут отвечать требованиям относимости и допустимости, предъявляемым к ним процессуальным законодательством, поскольку именно они были представлены в налоговые органы в подтверждение хозяйственных операций, сформированной налоговой базы, примененных вычетов, исчисленных сумм налогов. Во-вторых, эти документы есть у другой стороны - участника процесса и не потребуют представления их копий. В-третьих, это позволит формировать "электронные судебные дела", в которых большая часть доказательств будет представлена в электронном виде, что сильно упростит судопроизводство, отпадет надобность множественного копирования документов на бумаге, курсирования тонн бумаг между сторонами и судом, а также судебными инстанциями. В итоге процесс ознакомления сторон с материалами судебных дел значительно усовершенствуется.

Власть Работа власти Судебная система Экономика Финансы Налоги Правительство Минфин ФНС Налоговая реформа Налоговые вычеты
Добавьте RG.RU 
в избранные источники