- Тех, кто предпринимает попытки по созданию бизнеса, стало больше. Это частично объясняется тем, что люди стали лучше воспринимать возможность начать свое дело, - рассказала "РГБ" глава исследования GEM в России Ольга Верховская. - Если в 2012 году лишь 13% позитивно оценивали условия для открытия бизнеса в своем регионе, то в 2013 году их уже 18%.
По доле предпринимателей в трудоспособном населении Россия практически сравнялась с Испанией (5,2%), Финляндией (5,3%), Грецией (5,5%), Норвегией (6,3%). Но уровень предпринимательской активности в России ниже, чем в остальных странах БРИКС: в Бразилии 17,3% трудоспособного населения являются предпринимателями, в Китае - 14%, в ЮАР - 10,6%, в Индии - 9,9%.
Кроме того, далеко не каждый бизнес доживает до трех лет. Преодолеть эту планку смогли лишь 3,4% отечественных предпринимателей, тогда как в Норвегии таких уже 6,2%, в Испании - 8,4%, а в Греции - 12,6%. В странах БРИКС ситуация еще лучше: в Бразилии остаются на рынке по прошествии опасного рубежа 15,4% предпринимателей, в Индии - 10,7%, в Китае - 11%. Число тех, кто планирует открыть свой бизнес, выросло на 1% по сравнению с 2012 годом и составило 4,7%, однако этот показатель остается самым низким среди стран - участниц проекта. В странах БРИКС он составил 22%, а в Восточной Европе - 21%.
- У нас по-прежнему мало кто хочет ввязываться в предпринимательство, даже несмотря на обещанные властями льготы и субсидии. Нехорошая ситуация сложилась с вынужденным предпринимательством. Доля тех, кто занялся бизнесом, потому что не было другой возможности получить доход, приближается к 40%. Для сравнения: в Скандинавских странах это 10-15%, в США - 20%, - отмечает Ольга Верховская.
Однако воюют не числом, а умением, напоминает Михаил Малахов, управляющий партнер LogLab. "Качество" начинающих предпринимателей - это основной фактор успеха бизнеса, особенно в начальной стадии развития, говорит он. Наверное, первопричина того, что многие стартапы не проходят испытание временем, в том, что системы подготовки, развития или переквалификации попросту нет. Многие, начиная свое дело, даже не задумываются о том, какие знания нужны. Зачастую представления о маркетинге, финансах, управлении качеством и менеджменте просто отсутствуют и не всегда понятно, где и как учиться. Решив эту проблему, можно ожидать и общего увеличения числа желающих попробовать себя в этом непростом деле.