Владимир Рохмистров: В 2013-м мы занимались, по сути, сплошь серьезными жалобами. Очень много было дел по естественным монополиям, особенно по присоединению к газовым сетям в муниципальных районах. Анализируя договоры "Воронежгорэлектросети", мы установили, что предприятие берет за подключение около 25 тысяч рублей, хотя эта сумма учтена в тарифе. Энергетики оперативно отреагировали на наше предписание и вернули абонентам деньги - серьезные суммы для малого бизнеса.
По госзаказу что ни обращение - то крупное дело. Если контракт заключался с нарушениями на сумму свыше десяти миллионов, мы обращались в арбитражный суд. По небезызвестному ФЗ-94 было более 400 обращений - значительно больше, чем в 2012-м. Мы выявляли картели, штрафовали за сговоры на торгах - например, на поставку хлебобулочных изделий и строительство суда в Борисоглебске. Схема нехитрая: одна фирма сделала первый шаг и остановилась, две другие сбили цену, а потом выяснилось, что у них нет необходимого свидетельства о членстве в СРО. Их сняли с торгов и заключили контракт с единственным участником по максимальной цене. Такие случаи характерны для крупных городов.
А почему жалоб, связанных с госзаказом, стало больше? Нарушения участились или предприниматели стали активнее отстаивать свои права?
Владимир Рохмистров: Нередко недобросовестные игроки подают жалобы, не участвуя в торгах. Дескать, чиновники не согласились заключать контракт на моих условиях - тогда я постараюсь испортить им жизнь! Некий воронежский субъект дважды жаловался нам на администрацию района. Сначала его не допустили к конкурсу - по нашему предписанию это было исправлено. Торги прошли повторно, но бизнесмена с них сняли. Опять жалоба, опять предписание, конкурс проводится в третий раз, но кляузник в нем не участвовал! Представьте, сколько времени и сил ушло на проверки, мы привлекали к ответственности должностных лиц. А человек и не собирался реально бороться за контракт.
Я всегда привожу в пример Францию, где участники торгов давно работают на рынке, имеют производственную базу. У нас же, увы, бывает, что компании набирают портфель заказов, а дальше ищут, кому бы их передать по субподряду... До десяти процентов таких фирм побеждает на торгах.
Удавалось ли сами органы власти уличить в нарушениях при закупках?
Владимир Рохмистров: Я бы выделил дела по областному департаменту ЖКХ и энергетики. Он с июля 2013 года собирал заявки на проведение энергоаудита и лишь в конце ноября объявил торги по 107 объектам по всему региону (причем некоторые такое обследование уже проходили). Контракт заключали 9 декабря, а исполнить его следовало до 24-го или 25-го. Между тем энергетический паспорт рассматривается в Минэнерго РФ в течение 30 дней.
Мы выдали предписание еще до торгов, но управление ЖКХ его проигнорировало. И потом нам сообщили, что, поскольку контракт заключен, наши требования выполнить нельзя. Почему объекты не разбили по малым лотам? Ведь везде своя специфика - у больниц, школ, библиотек. Да, подрядчик может привлечь экспертов со стороны, но тогда вместо полезной конкуренции получается неэффективное освоение денег. Губернатор в курсе ситуации, мы обратились в правоохранительные органы.
В декабре завершилось разбирательство по поводу демонтажа киосков в Воронеже. Антимонопольная служба была на стороне бизнесменов?
Владимир Рохмистров: Да. У них были все надлежащие разрешения, ордеры - и вдруг их не включили в схему размещения объектов нестационарной торговли. Мы выдали предписание, люди обратились в суд. Дело тянулось два года, в итоге мэрию обязали внести эти киоски в схему. Восстанавливать торговые точки владельцам придется за свой счет, но они могут подготовить иск о возмещении убытков.
Конечно, лучше бы споры разрешались до демонтажа, а не после. К нам обращаются предприниматели, которым предлагают освободить помещения, занятые аптеками: мол, будет проведен новый конкурс, участвуйте, может, и вернетесь на обжитое место. Спрашивается, почему не продлить договор с прежним арендатором, если он исправно платит? Проведите независимую оценку, назначьте рыночную ставку - бизнес отнесется с пониманием. Но не надо никого "кошмарить"! Более того, по ФЗ о защите конкуренции власти вправе предоставлять преференции субъектам, впервые вступающим на рынок или занятым социально значимыми видами деятельности.
Впрочем, позитивные сдвиги в отношении к бизнесу есть. В минувшем году мы тщательно проверили управление главного архитектора Воронежа, которое прежде часто обвиняли в волоките. И нарушений не нашли. Да и в местном отделении "Опоры России" жалоб на этот орган нет.
А недобросовестная конкуренция в каких сферах чаще проявляется?
Владимир Рохмистров: В производстве продуктов питания. На этикетках колбасных и хлебобулочных изделий, различных консервов, молочной продукции размещаются сведения, не соответствующие нормам техрегламентов. Мы тесно сотрудничаем с общественными организациями и Роспотребнадзором: они проводят контрольные закупки, исследования, передают нам материалы, а мы привлекаем нарушителей к ответственности. Среди них есть и воронежские фирмы, но в основном фигурируют Саратов, Калининград, Подмосковье. "Антилидер" - Курская область, но там тоже начали исправляться.
С января 2014 года вступил в силу ФЗ N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Готовы в регионе по нему работать?
Владимир Рохмистров: Воронежская область два года участвует в эксперименте: специальное автономное учреждение отслеживает ситуацию, помогает правильно обосновать цену на закупаемые товары. Так что мы готовы процентов на 90. В новом законе есть нормы, которые осложнят работу контролирующих органов. Например, в плане заключения контрактов с естественными монополиями. Не все разъяснения даны, не все подзаконные акты подписаны, недостаточно рекомендаций. Надо наработать практику. Надеюсь, все справятся и у нас не будет шквала жалоб. По крайней мере, УФАС не собирается штрафовать всех без разбора по любому поводу.
Какие рынки вы изучали в 2013 году и какие выбрали на 2014-й?
Владимир Рохмистров: Мы полностью сегментировали оптовый и розничный рынки нефтепродуктов. Исследовали рынок обращения с ТБО в крупных муниципалитетах - он должен стать более прозрачным. Вывозом отходов занимается много компаний, а количество полигонов ограничено, вот они и диктуют условия. По праву ли полигон Нововоронежа отказывается принимать отходы из областного центра? Да, фирма получила землю на 10 лет, рассчитала объем ТБО, который там уместится, и потому не может позволять всем желающим сваливать туда мусор. В целом конкуренция есть: из отдельных районов отходы вывозят в Липецкую область - договоры заключены через торги, проблем нет.
Изучили мы рынок сахара и переработки свеклы. С продажей все благополучно, можно купить краснодарский, белгородский, алтайский сахар. А вот о монополизме переработки говорить можно и нужно. Среди местных сахзаводов только один не входит в большую группу компаний. Мы смотрим, одинаковы ли требования к аффилированным поставщикам сырья и к посторонним. Требования - равные, договоры - типовые. Любое хозяйство может еще в марте подписать предварительный контракт, график поставки корней. Голословные обвинения, конечно, звучат: мол, независимым производителям с монополистом работать неудобно. Но доказательств тому департамент аграрной политики нам не предоставлял. Да, с некоторыми субъектами не заключали договоры. Но почему? Потому что они в сезон копки метались между тамбовскими и воронежскими переработчиками, искали выгодные условия, а заводу нужен жесткий план, поскольку оборудование работает на пределе мощности.
Изучили мы рынки депозитов и кредитов, брокерских услуг и негосударственные пенсионные фонды. В 2014 году рассмотрим локальные рынки теплоснабжения (регулярно поступают жалобы на то, что котельная отказывается питать те объекты, которые не имеют альтернативы) и пригородных пассажирских перевозок. Как обычно, будем следить за структурами естественных монополий. У нас это, к примеру, продажа электроэнергии, почтовая и электросвязь.
В конце года на слуху было подорожание яиц. В Воронежской области злоупотреблений не выявлено?
Владимир Рохмистров: Цены на яйцо выросли максимум на 19 процентов, это объяснялось сезонными факторами, удорожанием комбикормов и электроэнергии. Коллега из Алтайского края рассказал - у них был скачок с 16 до 43 рублей за десяток. Но 16 рублей - это нереально, какие-то игры со статистикой. Помню, соседний с нами регион хвастался самым дешевым в России бензином. Только вот заправляться там не советовали. А сейчас у них цены, как в Воронеже, зато и качество достойное. Хорошо, когда нефтяная компания держит по стране единые, экономически обоснованные цены. А у нас одна компания пыталась продавать зимнее дизтопливо дороже, чем АИ-98. Нонсенс!
Мэрия Воронежа планирует уменьшить количество автобусных перевозчиков с 43 до трех-четырех...
Владимир Рохмистров: Игроков на рынке должно быть столько, сколько необходимо. Главное, чтобы они нормально конкурировали. Хотите, чтобы транспорт был комфортным для граждан, - пожалуйста: формируйте укрупненные лоты из прибыльных и убыточных маршрутов, за полгода до конкурса огласите четкие требования, чтобы бизнес мог подготовиться, заключить договоры с банками и заводами для покупки автобусов в случае победы. Важно, чтобы кампания по наведению порядка не превратилась в кампанейщину.