28.01.2014 17:06
    Поделиться

    Эксперты: У Смольного нет четкой политики реновации бывших промзон

    У Смольного нет четкой политики в отношении реновации промышленных территорий
    Двадцать второго января Законодательное собрание Петербурга приняло закон о региональных нормативах градостроительного проектирования. Нормативы определяют минимальное обеспечение жилых районов социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой. Кстати, в городе остается большое количество районов, обеспеченных необходимыми удобствами. Это осваиваемые промзоны, карта которых напоминает лоскутное одеяло из новых девелоперских проектов, промышленных предприятий и заброшенных объектов.

    История давно минувших дней

    Проблема развития депрессивных промышленных территорий возникла перед городскими властями после того, как в 90-е годы ряд предприятий машиностроения, приборостроения и радиоэлектроники в отсутствие господдержки сократили объемы производства, часть промышленных территорий города оказалась невостребованной. Проблему усугубил вывод производственных мощностей за пределы Петербурга. Сегодня крупные промышленные предприятия стремятся перевести свои мощности в Ленинградскую область. Стимулом служит возможность работать в стороне от городских заторов и наличие необходимой для транспортировки продукции складской и логистической инфраструктуры. В Петербурге перебазирование первых промышленных предприятий началось с наступлением нового столетия. В 2003 году Институт проблем предпринимательства разработал технико-экономическое обоснование пилотного проекта переезда производственных мощностей завода "Игротехника" из центра города.

    Стоит напомнить, что, по данным комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга, промышленный комплекс города образуют 730 крупных и средних предприятий, а также 22 тысячи связанных с научно-инновационной сферой малых компаний. По разным подсчетам в городе находится от 48 до 60 промзон, занимающих около 10,5 тысячи гектаров городского пространства. Промышленный сектор дает 20 процентов налоговых доходов бюджета города.

    Поэтому "миграция" поставила перед городскими властями вопрос не только об адекватной замене уходящих налогоплательщиков, но и об использовании нового по своей сути ресурса. Город с забитым до предела историческим центром получил в распоряжение огромные территории, занимающие, по словам экспертов, тысячи гектаров земли даже без учета окраин. С другой стороны, после отъезда предприятий промзоны оказываются отсеченными от жизни города и постепенно деградируют. Лучшие примеры в мировой практике градостроительства говорят о том, что депрессивные районы можно использовать как для решения транспортных и жилищных проблем, так и для создания так называемых точек роста, стимулирующих экономическое развитие и повышающих привлекательность города для туризма и жизни. Однако в депрессивных районах Санкт-Петербурга ничего подобного не наблюдается.

    Не согласовали

    Наиболее масштабным и показательным является проект развития "Измайловская перспектива". В 2008 году проект планировки района площадью 400 гектаров, прилегающего к Балтийскому и Варшавскому вокзалам, одобрил общественный градостроительный совет города. Правда, в проекте не учли Митрофаниевское кладбище, на месте которого планировалось проложить трассу. Сопротивление общественности и созданного для защиты захоронений "Митрофаниевского союза" в 2009 году реализацию проекта затормозило.

    С тех пор справиться с согласованиями развития промзоны, расположенной между Обводным каналом, Благодатной улицей, Московским проспектом и линией Октябрьской железной дороги, не могли ни предыдущее, ни нынешнее руководство Смольного. Не смогла администрация уложиться в сроки и в этот раз: после заявления главы КГА о наличии принципиального решения по проекту и стремлении принять по нему окончательное решение до конца прошлого года о будущем "Измайловской перспективы" так ничего и не слышно.

    Осторожность не повредит

    Очевидно, что из-за значительной доли промышленности в структуре бюджетных доходов город относится к вопросам редевелопмента с осторожностью. Процесс миграции считается естественным. Сегодня в городе есть ряд экологически вредных производств, которые необходимо выводить из центра, например, по причине невозможности формирования необходимой санитарной зоны. "Однако за освобожденными участками в большинстве случаев должна сохраняться функция промышленного назначения: огромное количество современных инновационных производств не требуют масштабных санитарных зон. На таких территориях целесообразно размещать экологически безопасные высокотехнологичные предприятия, которые обеспечат рабочие места, налоговые поступления, равномерное распределение транспортных потоков", - уверены в комитете. В ведомстве отмечают, что с учетом ввода новых заводов динамика промышленного производства в городе за 2014 год будет близка к прогнозируемым среднероссийским значениям. Определяющую роль в экономике города по-прежнему будут играть компании машиностроительной, металлургической и пищевой отраслей.

    С одной стороны, правительство так и не озвучило подробную программу действий по развитию огромной опоясывающей исторический центр зоны базирования промышленного сектора - "серого пояса". С другой - не торопится доверять промышленные территории непредсказуемой воле рыночной стихии. Эксперты считают, что у правительства нет четкой политики в отношении реновации.

    - Сейчас в городе от промышленной и трущобной жилой застройки освобождаются значительные территории, опоясывающие центр (в частности, в зоне Обводного канала, на Петроградской стороне). Градостроительные регламенты здесь менее жесткие, что позволяет вести бессистемную застройку (в основном жилую). Там могла быть создана притягательная для жителей города и туристов среда, но вместо этого фактически идет наступление спальных районов на центр, - считает эксперт фонда "Институт экономики города" Роман Попов. - Яркий пример - район улиц Шкапина и Розенштейна.

    Эксперт полагает, что одним из методов, стимулирующих архитекторов создавать социально привлекательные проекты, может стать ужесточение градостроительных регламентов для таких территорий. "Если бы не запрет на строительство домов выше определенного уровня, мы бы не получили того Петербурга, который сегодня ценят во всем мире", - напоминает Роман Попов.

    Гендиректор института территориального планирования "Урбаника" Антон Финогенов выделяет основные проблемы реновации промзон: она идет слишком медленно и без необходимого уровня качества. Эксперт считает, что качественные перемены могут прийти только с активным участием Смольного.

    - Администрации стоит по-хорошему вмешаться в процессы редевелопмента. Ввести налоговые льготы для застройщиков, стремящихся создавать качественные и многофункциональные объекты. Петербургу необходима подробная программа по развитию заброшенных промзон с учетом специфики каждого района. Подход не должен быть стандартизированным. В целом девелоперам нужен контроль и позитивная мотивация, - уверен он.

    Исходя из опыта реновации "серого пояса", можно сделать вывод, что девелоперы при выборе места для строительства полагаются на уже имеющуюся инфраструктуру. Большая часть жилых домов строится неподалеку от центра города или в самом центре и лишь несколько проектов расположены ближе к окраинам, но в шаговой доступности от метро. Следовательно, пока Смольный не разберется с внятной программой реновации и не начнет строительство дорог, большая часть промзон так и останется руинами.

    Марат Оганесян, вице-губернатор Петербурга по вопросам строительства:

    - Говоря о хаотичной застройке промышленных территорий, следует подчеркнуть, что моя позиция расходится с потребностями большинства собственников, которым выгодно построить жилье и быстро его продать. Я считаю, что в промзонах должно располагаться действующее производство, а на отдельных территориях "серый пояс" должен стать "зеленым": на месте складских помещений и руин должны быть разбиты парковые зоны. В случае озеленения "серого пояса" в нем допустимы точечные проекты жилой застройки. Однако комплексное развитие территорий будет определено только к 2015 году, когда выйдет новый Генплан, который утвердит развитие города до 2035 года.

    Поделиться