В Европе подобную роль играет берлинский киносмотр (куда, кстати, едут картины и с Сандэнса), в России - Ханты-Мансийский "Дух огня". На сегодняшний день, когда в репертуаре российских и американских кинотеатров, как под копирку, одна и та же афиша - "Холодное сердце", "Я - Франкенштейн", "Спасти Мистера Бэнкса", "Внутри Льюина Дэвиса" и так далее, совсем немаловажно, что именно собираются показывать в наступающем году в США, да и в других странах: Сандэнс - фестиваль международный. С той лишь разницей (многие удивятся), что на Сандэнсе показывают еще и другое американское кино. Возможно, не столь высокобюджетное и кассовое, но независимое и очень интересное.
Увы - актера Роберта Редфорда я видела только в кино. Не столь давно - в фильме "Не угаснет надежда", где он исполнил главную роль. А ведь была возможность увидеть его и вживую. Потому что именно он является основателем и президентом фестиваля Сандэнс. Хотя в этом году он объявил о том, что устал, и хотел бы сложить свои полномочия, все же пока Редфорд на посту и на фестивале можно было даже посмотреть новую картину, которую он спродюсировал (о ней - ниже).
Роберт Редфорд с единомышленниками еще в 1981 году основали Sundance Institute - институт кинематографии для поддержки независимого американского кино. Назвали киносмотр в честь сыгранного Робертом Редфордом персонажа в фильме "Бутч Кэссиди и Санденс Кид". Следующим шагом было создание кинофестиваля, который за 30 лет открыл зрителям большое количество фильмов, вошедших в классику мирового кинематографа - от "Бешенных псов" до "Зверей Дикого Юга". За годы своего существования Сандэнс разросся, и уже в 2014 на нем был представлен 121 полнометражный фильм из 37 стран мира. Причем большинство из показов были мировые премьеры. 35 картин вошло в конкурсную программу. Всего заявлено на Сандэнс 2014 было около 12 тысяч картин, так что его отборщикам пришлось основательно потрудиться. Но делали они это не зря - фильмы были один интересней другого. На Сандэнсе трудно было даже определиться с тем, что именно смотреть - глаза разбегались, не то, что выбрать хотя бы 10 интереснейших фильмов. Но все же обозреватель "РГ" попыталась это сделать. В основу рейтинга "РГ" легли лучшие из фильмов, которые удалось посмотреть в течение фестиваля. А за помощь в отборе документального кино автор благодарит главу телеканала 24 DOC Веру Оболонкину, которая также работала на Сандэнсе.
Эта документальная картина режиссера Татал Дерки (Talal Derki) и продюсера Орва Нирабия (Orwa Nyrabia) получила Гран- при жюри фестиваля Сандэнс 2014 в категории "Мировое кино". И она достойна того, поскольку высокий профессионализм исполнения сочетается в фильме с актуальнейшей на сегодняшний день темой. Фильм - о Сирии, и, вручая приз, жюри сказало так: "Мы хотели выбрать фильм, который действительно глубоко захватил наши сердца. Из одного из самых темных уголков мира появилась картина, которая исследует братство и любовь..."
Фильм снят в период с августа 2011 года по август 2013 года. В центре повествования - рассказ о молодых оппозиционерах из города Хомс в Западной Сирии. Главные действующие лица - два друга: Бассет - 19-летний вратарь национальной сборной по футболу, чьи революционные песни, сделали его голосом протестного движения, и 24-летний медиа-активист и оператор Оссама. У этого проекта есть интересная предыстория: Хомс - родной город продюсера фильма. Часть съемочной группы была задержана в Дамаске в августе 2012 именно из-за работы над этим фильмом. Это привлекло к картине международное внимание, и без вмешательства киносообщества, возможно, этот фильм так и не был бы завершен.
Документальный фильм о Викторе Буте - российском предпринимателе, который в настоящее время находится с американской тюрьме (осужден на 25 лет), представляли оба автора Максим Поздоровкин и Тони Гербер. Они же смотрели картину вместе со зрителями. А потом, как принято на Сандэнс, отвечали на вопросы. Фильм основан на домашних архивах семьи Бута. Большую роль в нем играет и жена Бута - Алла, эти архивы предоставившая Зритель почти все время видит в кадре человека, которого любят. Его семья, друзья, сотрудники...
Но справедливости ради нужно сказать, что авторы очень объективны. Слово предоставлено и американским чинам, много официальной хроники и даже есть скрытая съемка спецслужб, которую непонятно как достали. Для кого-то Виктор Бут может показаться преступником и русским "медведем", для кого-то - нет. Обозреватель "РГ" спросила у авторов, симпатизируют ли они "мистеру Буту". На что Тони Гербер, поблагодарив за вопрос, ответил, что это не столь важно. Как бы то ни было, Бут - сильная личность и крупная фигура, полностью отражающая свое время. Максим Поздоровкин предположил, что, российские зрители должны вскоре увидеть картину.
Продюсером именно этого фильма, мировая премьера которого состоялась на Сандэнс 2014, и является Роберт Редфорд. Режиссер Сидней Фриланд. В одной из главных ролей - транссексуала - звезда Кармен Мур. Сам Роберт Редфорд в этом кино не снимается.
Фильм рассказывает о традициях племени индейцев навахо, но в современной жизни. В городке, население которого 20 тысяч человек, живут трое молодых людей: темпераментный драчун и забияка, транссексуал, выросший в традиционной индейской семье, и приемная дочь, которая во что бы то ни стало хочет найти своих настоящих родителей... Их судьбы пересекаются самым неожиданным образом. И выясняется, что духи прошлого помогают людям будущего.
В фильме совершенно необыкновенный - абсолютно ни от мира всего - дед-индеец и его жена. Оба символизируют традиции. Простая житейская история для людей разных возрастов. Всем будет интересен. Годится как для семейного просмотра, так и для похода с друзьями. Нет безумного "экшн", и фильм в сравнении с боевиками может показаться затянутым. Но лишь показаться.
Новый фильм польского режиссера Павла Павликовского. С известным режиссером над картиной работали и дебютанты - автор сценария, например - она также приехала на фестиваль. Трудно поверить, но осознание того, что смотришь черно-белое кино, приходит лишь где-то к середине фильма - настолько внутренне картина насыщена цветами. В фильме, который сделан в стилистике послевоенного времени - 40-х годов 20 века - рассказано о истории девочки-монашки. Она, поклоняясь одной религии, вдруг случайно узнает, что принадлежит совсем к другой вере. Она - еврейка, и ее семью убили во время известных польских событий. Вместе со своей теткой - советским прокурором, прозванной "кровавой Вандой", Ида отправляется в поездку по маленьким польским городкам на поиски семьи.
Новый фильм известного режиссера Джима Джармуша, который уже приобрели для нашей страны, но в прокат пока не выпустили. Название на русский официально перевели, как "Выживут только любовники". Один из самых сильных и неожиданный фильмов о вампирах. Хотя то, что герои - вампиры, сразу не понятно. Разве что наметанному глазу. По большому счету, фильм Джармуша о следующем: как бы люди не строили из себя уточненных снобов и интеллектуалов или даже ими являлись, с кем бы они не были знакомы, какие бы связи не имели, и как бы талантливы ни были.... Какие бы нравственные принципы не исповедовали, перед лицом голода и проблем, связанных с выживанием, они начнут пить чужую кровь не задумываясь. Еще он немного о том, что часто интеллектуалы - именно те, кто питается чужой кровью. Как и те, у кого есть время в этой жизни на то, чтобы быть только любовниками. Актерский состав очень сильный. Тильда Суинтон, Том Хиддлстон, Миа Васиковски, Антон Ельчин, Джеффри Райт. Музыка завораживающая. Работа художника и оператора достойны "Оскара".
На самом деле перевод названия - условен. С таким же успехом можно было бы перевести, как "Наследник Ангелов Ада". Дело в том, что в США существовала известная банда хулиганов на мотоциклах под названием Ангелы Ада (Hell's Angels), о которой тоже снимали кино. Так что в данном случае название имеет второй смысл. Впрочем, на русский в одной из статей название фильма перевели просто, как "Озорник".
Фильм сняла молодая женщина-режиссер Кэт Сандлер (Kat Candler) Он был в конкурсе американских художественных фильмов. История американской семьи. Отец - его играет Аарон Пол (актер - обладатель двух премий "Эмми" за роль в известном сериале "Во все тяжкие" ) - воспитывает один двух мальчишек. Мама умерла, и они все с трудом это переживают. У отца это проявляется в пристрастии к алкоголю. Младший мальчишка просто плачет. А старший Джейкоб с друзьями - то машины побьет, то что-то подожжет. Младшего брата везде берет с собой и своей компанией, главное увлечение которой - гонки на мотоциклах. Но тут появляется американская социальная служба и выносит свой вердикт. Младшего братишку отдать на воспитание тете - скучной, недалекой Пэм. Причем, без права видеться со старшим братом и отцом. Все мужчины тяжело переживают разлуку, а тут еще и тете предложили работу в другом штате, и она собирается увезти младшего. Суд на ее стороне. Отец бессилен. И тогда старший с друзьями решают принять меры... Мальчишки играют прекрасно, ничуть не уступая взрослым актерам. Особенно - старший мальчик. В фильме, помимо гонок на мотоциклах, бейсбол и прочие мужские американские игры. История берет за душу.
Документальный фильм "Зеленый принц" режиссера Надава Ширмана получил приз зрительских симпатий в конкурсе документального мирового кино. Это третья работа это режиссера, - сопродукция трех стран Германии, Израиля и Великобритании. В фильме два героя. Один - тот, кто во время арабо-израильского конфликта шпионил в пользу врага - о нем и фильм. Судьба такая, что специально не придумаешь. Для него самого шпионаж был страшным позором, но иначе сложиться не могло. Второй герой - человек, который его вербовал. Оба - и вербовщик, и шпион - приехали в Парк-Сити представлять кино, поскольку история уже рассекречена. Когда они вышли к залу - реакция зрителей была такова, что словами не передать. Уже известно, что картина куплена для широкой дистрибьюции в Америке и, скорее всего, приедет и к нам в Россию.
Фильм получил cпециальный приз жюри конкурса американских фильмов, как "Прорыв года". Режиссер и автор сценария Джастин Симен (Justin Simien). Одна из продюсеров картины носит русское имя - Юлия Лебедева (Julia Lebedev).
Актеры у нас пока неизвестны, потому что все они молоды - играют студентов, учащихся в одном из престижных американских университетов. Одна из студенток - чернокожая Саманта - ведет радиошоу, каждый выпуск которого начинается словами "Dear White People" и поднимает вопросы взаимоотношения черной и белой расы, а они все еще актуальны для Америки. Так что понятно, почему за каждым выпуском шоу следует бурная реакция.
Параллельно в университете запускается телевизионное реалити- шоу "Черные лица/ Белые лица", где, помимо прочего, рассказывается история Саманты, которая становится президентом организации всех темнокожих студентов университета. Постоянная борьба молодых людей по поводу национального вопроса показана и смешно, и грустно. Но в итоге все выяснения отношений заканчиваются серьезной потасовкой на студенческой вечеринке. Конфликт попадает в топы новостей на всех телеканалах страны. Разгорается скандал. Расовые противоречия приводят к невообразимым последствиям. В фильме также затронуты проблемы сексуальных меньшинств, что делает его еще более острым и актуальным.
Режиссер и автор сценария Брайан Кнаппенбергер (Brian Knappenberger) рассказывает историю знаменитого компьютерного гения Аарона Шварца. События разворачиваются в январе 2013 года, когда этому программисту и компьютерному активисту было 26 лет. Он пытался юридически бороться за права человека в Интернете.И привело это к довольно драматической развязке. История очень поучительна, а опыт - уникален. Особенно для тех, кого волнует наше будущее в мире информационных технологий.
Документальный фильм, представленный в конкурсе мирового неигрового кино. Речь в нем о Китае - стране, которая первой ввела понятие "компьютерная зависимость" на уровне медицинского диагноза. Фильм исследует это явление. А поводом к его созданию послужила реальная история, произошедшая в Сеуле - смерть грудного ребенка, родители которого заигрались в компьютерные игры. Режиссеры картины - из Израиля Шош Шлам и Хилла Медалия (Shosh Shlam, Hilla Medalia). Фильм - приедет в Россию, проблема сетевой наркомании для которой также актуальна. Планируется, что его покажут на канале 24 DOC.
Картина получила приз за лучшую режиссерскую работу в конкурсе американских фильмов. Это реальная история о сомалийских пиратах, но представленная как художественный фильм. Снять документальный на эту тему практически невозможно. Режиссер Каттиер Хадиерне (Cuttier Hadierne). Копродукция США, Кении и Сомали. Рассказ о том, как в Сомали ответственный молодой муж и отец принимает решение пойти в пираты, чтобы содержать свою семью. Жена и сын ждут его в Йемене и способ связи - устаревший спутниковый телефон. Пираты захватывают французский нефтяной танкер и требуют огромный выкуп. Во время долгого ожидания наличных, главный герой заводит дружбу с одним из заложников. Но потом ему придется встать перед нелегким выбором…
Фильм об отношениях мужчин и женщин, которые переживают кризис среднего возраста продемонстрировали в программе "Премьеры". В главных ролях Элизабет Мосс и Майкл Дупласс.
Муж и жена переживают кризис отношений вплоть до того, что простое упражнение на рояле - сыграть две ноты - выполнить не могут. Полный диссонанс. И тут психолог советует поехать им вместе в прекрасное место для отдыха. Они приезжают и, помимо основного дома, обнаруживают там гостевой, где творятся невиданные вещи. Когда туда заходит муж, он находит там жену такой, какой хотел бы ее видеть. Когда заходит жена, встречает мужа своей мечты. Реальные муж и жена остаются за дверью. Не в силах уехать, семья продолжает рискованный эксперимент. И жена ... влюбляется в мужа, проживающего в гостевом домике. Реальный муж ее ревнует. Он не испытывает к своей "воображаемой половинке" ничего подобного. И когда страсти накаляются до предела, реальная пара вдруг встречается с парой нереальной. Все снято очень смешно, но дело идет к драматической развязке. Выясняется, что покинуть заповедную зону и вернуться обратно домой могут только двое. Жена решает уехать с мужчиной мечты. Муж ее отговаривает, в итоге хватает любимую и бежит. Но, когда они оказываются дома, то он в ужасе понимает, что забрал не ту жену. Потому что, если уже женщина влюбилась, она останется с тем, кого выбрала. Где бы он ни был.
Фильм, один из продюсеров которого - всемирно известный режиссер Терренс Малик, был показан на Сандэнсе впервые в программе фильмов нового поколения. Картина выглядит так, словно Малик сам ее снял. Как продолжение "Древа жизни", только полностью в черно-белом варианте. Это режиссерский дебют режиссера по фамилии Эдвардс. Рассказывает о детстве Авраама Линкольна (любимый киногерой американцев) в далеком штате Иллинойс, и двух женщинах, которые на него повлияли. Одну из них играет Дайана Крюгер. Также в фильме снимается Джейсон Кларк. Фильм со стилем и настроением, восхитительно снят. История, как замедленное картинное полотно, внезапно ожившее. Да, воспоминания могут выглядеть именно так...
Боюсь только, что для публики, привыкшей в попокорновому кино, фильм может показаться затянутым. Но тот, кто войдет в ритм, получит волшебные ощущения. Скорее всего, в России картину покажут.
Это кинематографический дебют известного французского мастера фотографии Мишеля Комте был представлен в программе фильмов нового поколения. "Девушка из Нагасаки" - очередная история, базирующаяся на опере "Мадам Баттерфляй" Джакомо Пуччини, довольно гламурно изложенная. Дочь гейши, переживает известную ядерную атаку на японские города и влюбляется в американского солдата. Она становится его женой. Когда время и обстоятельства разлучают их, она не в силах этого пережить... Даже ядерный взрыв в картине выглядит так, словно его снимают для обложки глянцевого журнала. Да и все остальные кадры постановочны. Гейши с красными пальцами, балетные танцовщицы, оперная сцена с обнаженной японкой на первом плане, черный ворон, клюющий черные волосы японской героини... Музыка, понятно, одухотворяет. Можно смотреть с закрытыми глазами. В фильме играют Кристофер Ли, Майкл Винкотт, Полина Семенова и другие.
Смесь документального эссе и художественного вымысла. Главный герой - одна из самых удивительных и загадочных фигур в музыке и кино - Ник Кейв. Фильм лишь повышает загадочность и таинственность этого персонажа, поскольку исследует творческий процесс Кейва. В этом кино, которое можно назвать инновационным, две параллельных линии. Первая - запись репетиций и перфомансов Кейва. Вторая - рассказ о его работе в кино. Оба режиссера Ян Форсис и Джейн Поллард (Iain Forsyth, Jane Pollard) вместе работали как художники, начиная с середины 1990-х годов, их инсталляции со звуковым сопровождением известны в разных странах мира. Стоит ли уточнять, что в картине отражен и этот мир?