Одним из важных трендов развития телевизионного рынка России является рост платного ТВ. По данным исследования iKS-Consulting, наш рынок платного ТВ в прошлом году вырос на 13% в денежном выражении, его объем составил 52 млрд рублей. Число абонентов цифрового ТВ впервые превысило количество пользователей аналогового - их доля достигла 54%.
Проникновение платного ТВ за истекший год выросло на 60%, а количество абонентов увеличилось на 9%, достигнув 33,6 млн. Таким образом Россия вошла в пятерку мировых лидеров по величине абонентской базы (ее доля на мировом рынке составила 4%). "Но при этом в денежном выражении по ARPU (средняя выручка на одного пользователя), российский рынок отстает: в Западной Европе этот показатель у оператора платного ТВ составляет 27 евро, а в России - только 3 евро", - отметила аналитик iKS-Consulting Елена Крылова.
По прогнозу iKS-Consulting, в ближайшие пять лет в среднем рынок будет расти на 4% ежегодно, и к 2018 г. проникновение платного ТВ составит 73%. Но ряд факторов мешают развитию этого рынка. Главным является смещение интересов зрителей в сторону Интернета. По данным исследования iKS-Consulting, сегодня житель крупного российского города имеет в среднем 2,4 устройства, на которых можно просматривать телевизионный и любой другой видеоконтент. Телевизоры смотрят в основном люди старшей возрастной категории (45 и более лет), а молодежь в возрасте до 24 лет предпочитает использовать для просмотра видеоконтента ПК, ноутбук, планшет, смартфон. При этом вообще телевизор не смотрят 10% опрошенных горожан, но треть из них время от времени смотрит линейное телевидение в Интернете.
По словам Елены Крыловой, это мировой тренд: "Американские исследователи отмечают сокращение доли пакетных подключений: если два года назад 92% пользователей ШПД были в том числе подключены к платному ТВ, то сегодня эта доля составляет уже 87%, и этот разрыв увеличивается. Растет число тех, кто смотрит ТВ в Интернете, используя различные ОТТ-сервисы. То же самое наблюдается у нас. В российских городских домохозяйствах проникновение телевизоров с функцией подключения к Интернету сегодня составляет 23%, а доля подключенных телевизоров достигла 19%. При этом 10% абонентов, имеющих подключенные smart-телевизоры, не смотрят линейное телевидение - они обращаются в первую очередь к контенту в Интернете, а 53% смотрят видеоприложения для smart-телевизоров".
Эксперты считают, что телекомпаниям стоит рассматривать Интернет как помощника, а не как конкурента традиционному ТВ. "Принято считать, что молодежная аудитория - самая нелояльная к телевидению. Но это не так. Около пяти часов в день наша целевая аудитория, а это молодежь, проводит за просмотром на различных устройствах видеоконтента, получаемого из разных источников, - рассказала директор по запуску телеканала MTV, VIACOM Яна Чурикова. - Развитие Интернета не только не помешало телевидению, но при грамотной политике телеканала способствует повышению лояльности телеаудитории. Главная задача каналов - доставить контент до потребителя различными методами. Зрители всегда хотели общения. Раньше каналы получали письма с откликами на передачи. Сейчас, благодаря Интернету, производители контента могут напрямую взаимодействовать со зрителями. Все то, чего телевидению в обычном виде не хватает, а именно общения с аудиторией, обсуждения контента, дают социальные сети в привязке к ТВ. По нашим данным, после посещения сайта 30% пользователей переходят по ссылке на канал".
Взаимодействие каналов с социальными медиа способствует привлечению зрителей. "В зависимости от направленности ТВ-канала он должен присутствовать на всех рейтинговых страницах в соцсетях. Контент ТВ-канала со ссылкой на передачу интегрируется в релевантный контент наиболее посещаемых страниц канала. Сами домашние страницы каналов должны быть современными и адаптированными под все мобильные платформы. Очень важно для привлечения аудитории, которая привыкла к удобству использования собственных девайсов, чтобы мобильные приложения каналов своевременно обновлялись и имели удобную навигацию", - отметила старший партнер агентства бизнес-коммуникаций PR Inc Ольга Дашевская.
"Телеканалы действуют по нескольким направлениям. Это продвижение своего контента в сети с помощью специальных приложений и своевременного появления фильмов и сериалов в хорошем качестве, чтобы они были доступны сразу же после выхода в эфир на платной или бесплатной основе. Ведущие каналы также встраивают свои приложения в такие форматы, как Смарт ТВ, чтобы покупатели телевизоров с выходом в Интернет могли целенаправленно смотреть свои любимые каналы, - объяснил председатель "Клуба лидеров" Артем Аветисян. - Ориентированные на показ сериалов каналы вводят подписку за просмотр контента, на уровне 300 рублей в месяц, чтобы конкурировать с пиратами за счет высокого качества и выбора большого числа фильмов на одном ресурсе. Наиболее активная и платежеспособная аудитория готова платить за доступ к контенту, чтобы не быть прикованными к телевизору. Однако сбрасывать со счетов традиционное телесмотрение также нельзя, потому что для домохозяйств телевидение еще долго будет оставаться важным источником получения развлекательной информации, и распространение в Интернете дает эффект синергии".
"На страницах в социальных сетях каналы могут выкладывать фотографии со съемок программ, набирают участников передач, проводят конкурсы и т.д. Некоторые каналы выпустили свои бесплатные мобильные приложения для смартфонов, рассчитывая на молодых, которые практически не смотрят телевизор дома, - рассказал гендиректор компании "Стрим" Артем Засурский. - Также программы ведущих федеральных каналов выложены на их собственных сайтах, доступны в YouTube, и зритель может смотреть их как в прямом эфире, так и в записи".
Представители отрасли прогнозируют, что в будущем будет наиболее востребовано контекстное телевидение с возможностью мониторинга по тегам. "Такие проекты уже были представлены на международной выставке в Амстердаме в начале осени 2013 года. Пользователь сможет технически мониторить только интересующий его контент со всех телеканалов. В будущем будет конкуренция контента и платформ для интеграции контента, а не отдельных ТВ-каналов. Иными словами, кто-то будет смотреть Google ТВ, а кто-то Yandex ТВ, а выбирать по уровню предоставляемого контента и удобству поиска, - считает Ольга Дашевская. - Посмотреть фильмы или новости мы сможем в любое удобное для нас время. Все уже забыли, как еще несколько лет назад бежали домой, чтобы успеть на футбольный матч или очередную серию фильма. Современное интернет-телевидение позволяет смотреть видеоконтент сколько угодно раз и тогда, когда пользователь этого сам хочет".
"Со временем количество людей, смотрящих обычные телеканалы, с привычной программной сеткой, значительно снизится, и, напротив, сильно возрастет доля зрителей телевидения по выбору. Будет развиваться и, в конце концов, победит телевидение, обеспечивающее подбор контента по запросу, - подтвердил Артем Засурский. - Зритель сможет не просто переключаться с канала на канал в поисках спортивных программ или мультфильмов, а сразу получать доступ к тому контенту, который его интересует в данный момент. Не телеканалы, а отдельные передачи/сюжеты/фильмы будут конкурировать между собой. И если сегодня обратная связь от зрителей получается путем подсчета (довольно неточного) рейтингов, то тогда зрительская реакция будет понятна по точному количеству просмотров отдельных передач".