28.01.2014 13:42
    Поделиться

    Пять самых удачных "уловов" королевского корсара Фрэнсиса Дрейка

    28 января в 1596 году в возрасте 56 лет на борту своего корабля "Дифайенс" скончался английский мореплаватель, вице-адмирал Фрэнсис Дрейк. Он умер спустя 30 лет с начала свой "корсарской" карьеры, во время неудачной экспедиции к испанским берегам. Свинцовый гроб телом вице-адмирала по традиции был опущен в морские воды.

    Фрэнсис Дрейк, родившийся в многодетной семье фермера, с 12 лет ушел в море. Сначала был юнгой, но вскоре владелец судна так проникся к нему, что завещал молодому человеку свой корабль. С 18 лет Дрейк стал полноправным капитаном.

    Почему Фрэнсис не стал заниматься торговым или рыболовным промыслами, а стал искателем приключений, стоит лишь догадываться. По одной из версий - из чувства мести. В 1567 году он отправился в плавание в Вест-Индию (сегодня Карибские и Багамские острова), командуя кораблем в экспедиции своего родственника. Около мексиканской крепости Сан-Хуан-де-Улуа на корабли англичан напали испанцы, и большая их часть была потоплена. Уцелело лишь два корабля - Дрейка и его родственника Хокинса. Англичане потребовали у испанского короля, чтобы он заплатил им за потерянные корабли. Король, естественно, отказался. Тогда Дрейк объявил, что он сам возьмет все, что сможет, у короля Испании.

    Однако пиратом в привычном понимании Дрейк так и не стал. Он был корсаром, то есть имел государственный патент на грабежи кораблей противника, находился под покровительством английской короны и, соответственно, значительную часть добычи отдавал в казну государства.

    Королеве Елизавете I (царствовала в 1559-1603 годах ) такие мореплаватели, как Дрейк, были очень нужны. Ведь Англия при ней вступила на путь войны за передел мира и захват новых земель. Это было начало становления Британской колониальной империи и всего того, что впоследствии сделает Англию "владычицей морей".

    Поэтому королева всячески поддерживала молодого искателя приключений, снаряжая для него суда, которые отправлялись за победами и сокровищами. Какие же самые "богатые" уловы достались корсару Ее Величества Елизаветы I?

    1. В декабре 1577 года Дрейк ворвался в гавань Вальпараисо (территория современного Чили). Захватив стоявший в гавани корабль, груженный винами и слитками золота на сумму 37 тысяч дукатов, команда Дрейка высадилась на берег и разграбила город, забрав груз золотого песка стоимостью в 25 тысяч песо.

    Кроме того, на корабле люди Дрейка нашли секретные испанские карты, и теперь Дрейк, увлекшийся не только грабежом, но и открытием новых земель, мог продвигаться вперед не вслепую.

    2. До набега Дрейка испанцы чувствовали себя на западном побережье Америки в полнейшей безопасности - ведь ни один английский корабль не проходил Магеллановым проливом. Поэтому испанские корабли в этом районе не имели охраны, да и города не были подготовлены к отпору. В течение года, идя вдоль берегов Америки, Дрейк захватил и разграбил многие испанские города и поселения, в том числе Кальяо, Санто, Трухильо, Манту. На борту корабля Дрейка - "Пеликана" - скопилось столько ценностей, что судно переименовали в "Золотую лань". В панамских водах он настиг корабль "Карафуэго", на котором был взят груз баснословной ценности - золото и серебро в слитках и монеты на сумму 363 тысячи песо (около 1600 кг золота). В мексиканской гавани Акапулько Дрейк захватил галеон с грузом пряностей и китайского шелка.

    3. 1 марта 1579 года корсары взяли на абордаж настоящую "плавучую сокровищницу": испанский галеон, в трюмах которого оказалось около 40 тонн серебра, более 300 кг золотых слитков, 30 ящиков с золотыми самородками и большое количество ювелирных изделий. Огромное богатство переносили на "Золотую лань" несколько дней. Корабль оказался настолько перегружен, что когда двинулся с места, стал погружаться носом в воду, нарушилось его управление. Дрейк прилагал все усилия, чтобы сберечь и груз, и судно. Но на этот раз судьба отвернулась от него. У берегов Эквадора "Золотая лань" попала в шторм и половина драгоценного груза пошла за борт. Корсарам самим пришлось выбрасывать в воду золото и серебро. Отчаяние людей было столь велико, что Дрейк пообещал каждому члену экипажа после возвращения в Плимут выдать по 16 тазов серебряных монет.

    4. В сентябре 1580 года 40-летний Дрейк прибыл в Англию, его корсарская экспедиция заняла около трех лет. Общая добыча корсара Ее Величества - около 500 тысяч фунтов - почти в два раза превышала годовой доход королевской казны, который составлял около 300 тысяч фунтов. Помимо золота, Дрейк привез клубни картофеля, который постепенно распространился в сельском хозяйстве Европы.

    Королева Елизавета в награду за службу посвятила Дрейка в рыцари и пожаловала ему баронский титул. Капитан не забыл своих товарищей и выполнил свои обещания, не скупясь на щедрую награду.

    5. Один из участников плавания "Золотой лани", Флетчер, пишет в своем дневнике, что во время 36-дневной якорной стоянки Дрейк закопал 40 тонн серебра на побережье Нового Альбиона, у 38-й параллели (Новый Альбион - это современная бухта Сан-Франциско). "В этот день, 25 августа 1579 года, я, чтобы облегчить бремя моего судна, приказал удалить из моей каюты серебряные слитки. Я захоронил их на поросшем редкими деревьями холме на полпути между морем и большим внутренним озером", - писал и сам корсар в своем дневнике. Но что это за холм, и на каком острове калифорнийского побережья он находится, до сих пор неизвестно. Сотни кладоискателей посвятили свою жизнь поискам сокровищ знаменитого корсара. Но клад, который Дрейк припрятал для себя, они так и не нашли. 

    Поделиться