"В прошлом году мы много внимания уделили стратегическим и концептуальным идеям по развитию Дальнего Востока. Многие из них нашли свое отражение в Послании президента и выводах правительственной комиссии. Теперь предстоит актуализировать и скорректировать два важнейших инструмента стратегии развития - государственную и федеральную целевую программы с учетом этих тезисов", - заявил глава минвостокразвития Александр Галушка на совещании по вопросу актуализации госпрограммы РФ "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" и ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года".
Среди условий, которые должны к ноябрю появиться в Налоговом кодексе, - пятилетние налоговые каникулы по налогу на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых (за исключением нефти и газа), по земельному налогу и налогу на имущество организаций. На территориях опережающего развития планируется снизить и ставки обязательных платежей по страховым взносам для новых предприятий. Эксперты считают эту льготу наиболее интересной для компаний. "Бизнес будет готов поделиться прибылью, если он ее заработает. А вот создавать и содержать новые рабочие места при действующих социальных отчислениях крайне сложно", - считает управляющий партнер Международной юридической фирмы Ruscounsel.com Константин Кантырев. "Такие льготы сделают инвестиционный климат Дальнего Востока более благоприятным, но сами по себе они не будут являться фактором, на основе которого инвесторы станут принимать решения. Качественных изменений в экономическом развитии края следует ожидать только, если такие льготы подкрепить модернизацией транспортной инфраструктуры и минимизацией административных барьеров", - говорит Алексей Борисов, эксперт проекта "Общественная Дума".
Именно такой комплексный подход содержится в поручении президента РФ и в самих программах, в которых прописано упрощение порядка получения разрешений на строительство, подключения к электросетям, прохождения таможенных процедур. Согласно госпрограмме будет выделено 23 комплексных инвестиционных проекта (КИП), среди которых туристический кластер, космический (в Амурской области), южная зона инновационного развития, формирование Иркутской агломерации и другие. Реализация ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" предполагает развитие транспортной и энергетической инфраструктуры макрорегиона. Сейчас программа требует корректировки с учетом создания территорий опережающего развития (ТОР), бюджетный механизм финансирования которых не определен. Кроме того, в обновленную редакцию ФЦП необходимо заложить кластерный подход на принципах государственно-частного партнерства для реализации комплексных инвестпроектов.
Однако разработанные льготы скорее рассчитаны на иностранный бизнес, нежели на российский, полагает Дмитрий Липатов, партнер компании "Налоговик": "Поскольку именно крупные мировые инвесторы и фирмы с хорошими технологиями вызывают наибольший интерес у российской стороны, к примеру, из Японии и США. Именно такие инвесторы смогут задать нужное направление развития Дальнего Востока. Со стороны российского бизнеса инвестиционные вложения не так ожидаемы и, к тому же, существует риск перевода действующих производств на территории с налоговыми каникулами".
Риски злоупотребления льготными условиями обсуждаются с момента появления инициативы по созданию на Дальнем Востоке зон опережающего развития. "Говорить о каких-либо возможных злоупотреблениях пока рано, так как еще нет самого текста документа, - считает партнер адвокатского бюро "Юрлов и партнеры" Кирилл Горбатов. - Очевидно, что министерства, которым поручена его разработка, будут учитывать возможные риски, в том числе связанные с недобросовестными действиями представителей российского бизнеса. Скорее всего, документ введет ряд жестких требований, способных предотвратить злоупотребления предоставленными налоговыми льготами и другими преференциями".
В перспективе зоны опережающего развития на Дальнем Востоке должны составить конкуренцию странам с благоприятным налоговым климатом Азиатско-Тихоокеанского региона, многие из которых специально создают условия для привлечения инвесторов. Мировая практика показывает, что наиболее успешно иностранный бизнес развивается в специальных, свободных или особых экономических зонах, отмечает управляющая аудиторской фирмой "Бизнес-Студио" Елизавета Сейтбекова.
В любом случае ждать результатов от государственной и федеральной программ слишком быстро не стоит. "В ближайшие годы Дальневосточный регион даже с такими условиями ведения бизнеса не сможет полноценно конкурировать со странами АТР. Соседние государства уже сейчас предлагают более выгодные условия, и при этом их развитие и совершенствование не стоит на месте, регулярно разрабатываются новые и современные режимы реализации инвестпроектов. А Дальнему Востоку только предстоит встать на этот путь, в том числе изменить ситуацию с налогами. Планируемое развитие со временем может сделать регион конкурентоспособным по отношению к странам АТР, но на это уйдет время", - резюмирует Дмитрий Липатов.