Учреждение уже вторую неделю живет на линии фронта. Баррикады и горящие покрышки - это все происходит буквально в ста метрах от входа в музей, и до него, находящегося "в тылу" у внутренних войск и "Беркута", порой долетают камни и прочие снаряды со стороны "мирных митингующих". О своем закрытии музей сообщил еще неделю назад, после начала противостояния на улице Грушевского. Но редкий любитель искусства мог в последние месяцы добраться до музейного особняка, минуя все "революционные" и милицейские кордоны. В связи с этим коллектив музея обратился с заявлением к руководству страны и оппозиции.
"Во всех войнах и революциях, которые выпали на долю музея за 115 лет, здание музея не испытывало разрушений от воюющих сторон. Согласно законам Украины и международным конвенциям ЮНЕСКО все объекты культурного наследия должны быть защищенными", - напоминают властям и оппозиции в музее и предлагают признать его территорию нейтральной зоной и помнить об ответственности за сохранение культурного наследия страны. Кроме того, коллектив музея просит воздержаться от любых действий, которые могут причинить вред зданию и экспозиции музея, не создавать угрозу пожара и оказывать содействие коллективу музея в исполнении его гуманитарной миссии.
"Мы постоянно вздрагиваем, когда на баррикадах что-то начинается, панически боимся пожара. В помещении несколько дней невозможно было дышать от гари, я пока не знаю, как это отразится на экспозиции и фондах. Но главное - это огонь. "Беркут" уже разжигал костры у входа - конечно всем нужно греться. Мы попросили прекратить, они согласились. Впустили их на отдых при условии, что будут вести себя как посетители на экскурсии. Но бесконечно это продолжаться не может. В музей должны ходить мирные люди, музей не должен быть штабом, укрепленным пунктом или огневой точкой", - заявила "РГ" главный хранитель Юлия Литвинец.
Тем временем еще одно учреждение культуры - Музей истории Киева - о помощи уже не просит: здание Украинского дома, где расположен музей, захвачено боевиками, а его хранилище вскрыто. Администрация музея проводит инвентаризацию и не спешит с комментариями.
Национальный художественный музей и Музей истории Киева - не единственные расположенные в непосредственной близости от мест беспорядков. Так, немногим выше улицы Грушевского, на холме, расположен популярный музей воды и уникальное здание Киевского академического театра кукол, который, как сообщили "РГ" в администрации, закрыт уже пять дней: "Зачем детям по дороге войну показывать?"
Также в районе, условно контролируемом "евромайданом", находятся национальный музей литературы и Музей русского искусства. Во вторник Музей русского искусства оказался закрыт - в администрации это объяснили исключительно санитарными причинами. "У нас здесь пока не очень громко. Можно сказать, революция до нас не докатывается. Но все-таки мы очень близко, и естественно любая эскалация и применение силы нас пугают. Сознательно к захвату или еще каким-либо эксцессам не готовимся", - пояснил "РГ" директор музея Юрий Вакуленко.
Тем временем не только музейщики требуют от власти и оппозиции гарантий безопасности. Так, еще в конце минувшего года премьер, президент и глава МВД получили письма от руководителей ведущих культурных учреждений Украины с просьбой усилить охрану вокруг зданий и не допустить их возможного захвата митингующими. В частности, свою обеспокоенность ситуацией в центре столицы высказали художественный руководитель Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки Михаил Резникович, ректор Национальной музыкальной академии имени Чайковского Владимир Рожок, генеральный директор Национальной парламентской библиотеки Тамара Вылегжанина. И если театр находится относительно далеко от улицы Грушевского и спектакли не отменяет, то парламентская библиотека, как и Национальный художественный музей, расположена в центре событий, правда, не на линии огня: ее двери плотно закрыты.
И уж совсем в подвешенном состоянии существует Национальная музыкальная академия. "Официально педагогический процесс не останавливался, некоторые студенты ходят на занятия, некоторые - на майдан. Нам дали пару постоянных постовых, но, как понимаете, от захвата это не спасет. Начнись что - будем защищать коллекционные инструменты до последнего. Серьезного вреда окружающая обстановка академии пока не нанесла, кроме, возможно, психологического", - пояснила "РГ" секретарь академии Людмила Шуцкая.