Чиновник отметил, что по пути создания агрокластеров пошли города Испании, Голландии, Германии, Америки и даже Японии. Их отличие от привычных овощебаз, складов и холодильников в пригородом положении, а это снижает транспортную нагрузку мегаполисов. Из-за большой территории, на них собрана вся продукция от овощей и фруктов до мяса и молока, и каждому продукту обеспечены свои условия хранения. Все производители продукции, они же арендаторы, предоставляют одинаковые условия. А покупатели гарантировано получают одинаково высокого качества продукцию по низким ценам.
- Мировой опыт показывает, чтобы создать безопасные и бесперебойные условия поставок продуктов питания в такие крупные мегаполисы, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, нужно строить агрокластеры, - рассказывает Алексей Немерюк. - В Москве пока не стабилизировалась в должной мере транспортная ситуация. И тот поток грузового транспорта, который сейчас пусть и в ночные часы идет в Москву, по идее должен не доезжать до мегаполиса 10-15 километров, разгружаться и далее следовать уже малым транспортом. Особенно это касается свежих продуктов питания, доставляемых ночью в магазины, рестораны, отели. Чтобы идею воплотить в жизнь, правительство Москвы совместно с инвестором и с владельцами земли, разрабатывают программу по созданию агрокластеров на северном и западном направлении. С запада в столицу следует транспорт с продовольствием из Украины, Польши и прочей Европы. С севера - основной поток транспорта идет со стороны ленинградского и мурманского портов. И здесь есть место для строительства агрокластеров.
Как рассказал "РГ" Алексей Немерюк, первый из агрокластеров может быть построен уже в начале будущего года между Киевским и Калужским шоссе в районе Саларьево (территория "Новой Москвы"), следующий за ним - на пересечении Ленинградского и Международного шоссе на севере города. Общая площадь этих кластеров составит около 1 миллиона квадратных метров или около 200 гектаров. Они вполне способны будут заменить существующую систему поставок продуктов питания в город, и сохранить существующий оборот общим объемом 4,3 миллиона тонн свежей продукции: мясной, овощной, молочной и рыбной. Именно эти группы товаров, по статистике, составляют 75 процентов товаров в продовольственной корзине среднестатистического москвича.
Генеральный директор компании-проектировщика типового агрокластера для Москвы Алексей Чуйкин пояснил "РГ", что комплекс будет иметь все необходимые службы для обеспечения контроля качества, ветеринарный и фито-контроль. Будут полиция, банки, рестораны и прочая сопутствующая инфраструктура, которая может понадобиться покупателю и арендатору.
- В состав каждого кластера войдет несколько строений, где разместится продукция, например корпус с овощами и фруктами, отдельный корпус с мясом и мясной продукцией. В каждом корпусе будут свои условия, нужная температура, влажность, сухой режим или морозильная камера, - рассказывает Чуйкин. - Производитель товара будет привозить продукцию, специальные автоматизированные механизмы размещают ее на нужных полках. Покупатель будет въезжать прямо на машине в нужный ему корпус, и отгружать товар ему будет также автоматика. Основные покупатели - это торговые сети, частные предприниматели, киоски, магазины шаговой доступности, отели, рестораны. В результате агрокластеры приблизят конечного потребителя к реальному производителю. Рассматриваем возможность открытия небольших разделов для частных потребителей, но для подобных агрокластеров - это скорее экзотика, чем необходимость.
По словам руководителя столичного департамента торговли и услуг Алексея Немерюка, городом рассматривается возможность размещения еще одного агрокластера в Молжаниновском районе, рядом с существующей базой "Хлебниково". Эта база строилась давно, там хорошая инфраструктура, да и само направление перспективное, ведь недалеко будет проходить платная трасса "Москва-Санкт-Петербург". Кроме этого, неохваченным остается южное направление, по которому можно доставлять продукцию из Краснодарского края, Ставрополья, Черноземья. Коснувшись южного направления, Немерюк заметил, что никаких планов у города по переброске овощебазы Бирюлево в поселение Рязановское Троицкого округа столицы не было.
- Бирюлевская овощебаза создала огромное количество неудобств и жителям города, и транспорту и правоохранительным органам, сейчас действие базы приостановлено по суду, - поясняет Немерюк. - Бирюлевская овощебаза не будет открыта в том формате, в котором она работала последние годы, и этот вопрос на контроле ГУВД, Мосгордумы, местных властей и жителей.
Он отметил, что в настоящее время оптовое звено в столице представлено 18 плодоовощными предприятиями, 19 холодильниками и хладокомбинатами, 18 общетоварными складами и 78 складскими комплексами и терминалами. Большинство из них было создано в 1950-1980-е годы, а значит, морально и технологически устарели. Более того, они создавались для снабжения Москвы продовольствием по госзакупкам. Сейчас все поставки идут на конкурсной основе, и лишь 5 овощебаз участвуют в этих программах. Остальные - сдаются в аренду. И их дальнейшая судьба пока не известна.