Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац готовит премьеру "Маленького Арлекина"

Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац предлагает своим зрителям спектакли на музыку Шостаковича, Моцарта, Равеля, Прокофьева и Чайковского. О том, почему единственный в мире детский оперный театр не хочет отказываться от классики и "сложных" тем в пользу кассовых мероприятий, на деловом завтраке в "РГ" рассказали Георгий Исаакян, художественный руководитель театра, и Роксана Сац, заведующая литературно-педагогической частью.

Завтра в "РГ" будет опубликован перечень должностей, на которые можно пригласить иностранцев, не выпрашивая квоту у ФМС. Среди них - артист балета, оперный вокалист, артист симфонического камерного оркестра, балетмейстер и т.д.. Насколько это важно для современного театра?

Георгий Исаакян: Уже много лет театральное сообщество обращается к правительству с просьбой  упростить процедуру приглашения кадров из-за рубежа. Потому что, приглашая даже на один спектакль гастролера-звезду, мы практически за год должны начинать процедуру оформления документов. Мы понимаем, что это общемировой порядок, когда мы выезжаем за границу, то проходим ту же самую процедуру - за год наши импресарио подают документы в местное министерство труда. Но для нас, только-только вступивших в этот глобальный мир, конечно же, это огромная помощь, огромное облегчение во всех процедурах. Практически все театры вовлечены в этот процесс. У моего хорошего друга Дмитрия Бертмана постоянно гастролируют замечательные дирижеры, певцы, также, как и в театре Станиславского и Немировича-Данченко. В Большом и Мариинке вообще - это в поток. Провинциальные театры сегодня тоже сталкиваются с этой проблемой.

Действительно ли такие серьезные проблемы с кадрами у московских театров, что надо приглашать из ближнего зарубежья артистов, концертмейстеров?

Георгий Исаакян: Я буду говорить только о Детском музыкальном театре им. Сац. Наш театр счастливо живет российскими корнями, у нас очень хороший приток выпускников из консерватории, из Гнесинского, других музыкальных заведений. Мы пока справляемся. В ближайшие полгода у нас запланирована серия проектов, связанных с международным сотрудничеством - с Фондом Штокхаузена, Баварской оперой, Венским театром "Ташенопер", группой "Ла Фура дельс Баос". Но в труппе у нас практически все - наши выпускники.

Уже 20 лет театр живет без Натальи Ильиничны Сац. Когда было самое тяжелое время?

Роксана Сац: Самые тяжелые - девяностые годы, когда совершенно не было зарплаты. Но нам помогли. Было устроено заседание Думы, организовала его Зинаида Федоровна Драгункина, ныне председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике. Она сказала: "Я постараюсь кого-нибудь позвать". И была поражена - на заседание пришли все приглашенные. Они тогда постановили: выделить нам материальную помощь на зарплаты. Оклады были такие - прокормить мышь, и то трудно. Но это позволило нам выжить, а дальше надо было жить.

Лучший в мире детский музыкальный театр - это советская легенда или сегодняшняя реальность?

Роксана Сац: Абсолютная реальность и традиция. Основатель театра Наталья Ильинична Сац говорила: "Для меня одни из важнейших слов - "наперекор", "вопреки". И нужно из "вопреки" делать "благодаря." Это и сейчас очень помогает превозмогать ту "пену", которая всегда возникает во время всяких сломов. Когда вы входите в зал и видите, как дети слушают, как  открываются, то понимаешь - надо оставаться верным себе, той идее, которая является главной, очень нужной. И тогда "вопреки" повернется на "благодаря". Надо "грести против течения".

Георгий Исаакян: Некоторых наших коллег обижает, когда мы говорим: да, мы - единственные. Есть детские музыкальные театры, возникшие вслед за нашим, и в России, и за рубежом. Но такого - настоящего, полноценного, гигантского оперного театра, со своим симфоническим оркестром в сто человек, со своей оперной труппой почти в сто человек, со своей балетной труппой, со своими цехами, шестью сценами и так далее - такого театра нет нигде в мире, я гарантирую.

Роксана Николаевна произнесла  ключевое слово "против течения". Мы гребем против тренда. И мы настаиваем на том, что мы - тот общественный, социальный, культурный институт, который должен грести против течения. Рынок подталкивает нас к коммерциализации. Рынок говорит: поставьте что-нибудь легенькое, тупенькое, простенькое, чтобы никто не напрягался. Мы отвечаем: нет, давайте мы поставим "Петрушку" Стравинского. Говорят: вы что, с ума сошли? Дети и Стравинский! Но дети не знают, что это сложно - и с удовольствием слушают. А, давайте, вы мюзикл поставите - веселенький? Нет, давайте, мы лучше покажем Штокхаузена. И ближайшее наше событие - это "Маленький Арлекин", копродукция нашего театра совместно с венской  "Ташенопер", оперным театром Граца и Баварской государственной оперой. Ставит спектакль мировая звезда - режиссер "Ла Фура дельс Баос" Карлос Падрисса.

Роксана Сац: Сейчас вокруг очень много наносного. Но люди устали, они хотят настоящего, они хотят культуры чувств, подлинного понимания, проникновения. И когда мы видим это - а это читается на детских лицах, они самые лучшие зеркала души, - то чувствуем, что делаем очень важное дело. Я рада, что сейчас провозглашен Год Культуры. Пусть хотя бы провозглашен. Это очень важно.

Полностью интервью читайте в одном из ближайших выпусков "РГ".