29.01.2014 23:20
    Поделиться

    Мария Городова: Как мы открываем врата своей души дьяволу

    "Мария, послушайте! Недавно вы тут утверждали, что "вольное убийство, содомия, обида вдов, сирот, нищих, лишение наемных работников заработной платы, оскорбление и непочитание родителей - это грехи, вопиющие к небу об отмщении", в статье "Дар обновления", вспомнили? "РГ - Неделя" N 293. Так вот, у меня простенький, но все же требующий некоторой отнюдь не женской логики вопрос. Как грех, который люди делают тайно и даже специально стараются скрыть, особенно если речь идет об убийстве, может сам собой дать о себе знать? И уж тем более вопить про себя, как вы пишете, до неба. Жду ответа. С нетерпением".

    Доктор Хаос

    И вам, Доктор Хаос, здравствуйте! Будем искать ответ на ваш вопрос вместе. Горделивая самоуверенность в своей безгрешности, перерастающая в сжигающую душу зависть, нежелание сделать добро, приводящее к коварному убийству, запоздалое раскаяние, неспособное остановить родовое проклятие, постоянная дрожь, страх, ужас от осознания того, что же ты наделал, и вечная печать, отметина на челе совершившего смертный грех. Библейская история двух братьев - Каина и Авеля - не только о том, как "глас крови брата вопиет к небу об отмщении", но и про механизм зарождения греха в наших сердцах. Древний сюжет, который так бы и остался в далеком-далеком прошлом, погребенный пылью тысячелетий, если бы не одно "но": этот путь - от обычной, заурядной, всем знакомой мыслишки: "У меня все в порядке! Я - чист!" до непоправимой трагедии - грех готов пройти в сердце каждого из нас. Потому да будем бдительны! Да вчитаемся повнимательнее в священный текст! Библия, Книга Бытия, глава 4.


    Грех зависти привел к братоубийству. Каин и Авель. Гравюра Г.Доре

    После грехопадения и изгнания из рая Адам познал Еву, жену свою, и она зачала и родила Каина. И сказала: "Приобрела я человека от Господа". Имя Каин как раз и означает "приобретение". Скорее всего Ева посчитала, что ее первенец - это дар Божий, она надеялась, что Каин и станет тем, кто сумеет сокрушить власть дьявола: помните, как после грехопадения Бог пообещал, что появится от "семени жены" Тот, Кто поразит в голову змия-искусителя? Ева-то, конечно, эти слова обетования не могла забыть, и в Каине были сосредоточены все ее упования на возвращение к прежней жизни в Эдемском саду. А вот на второго сына - на Авеля таких надежд она не возлагала. Потому и назвала его Авель, что по-древнееврейски означает "пар, дуновение ветра, или ...ничто, тщета". Возможно, Каин с самого начала не оправдал ожиданий матери - так бывает! - и по поводу Авеля решили иллюзий уже не строить.

    И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Однажды два брата - Каин и Авель решили принести Господу жертву. Каин принес от плодов земли дар Господу, а Авель - овец из своего стада, лучших овец. Понятно, что Бог не нуждается ни в плодах, ни в овцах, даже самых лучших. Так же, как не нуждается Он в том, чтобы мы в пост приносили Ему свою жертву - не ели мясного, воздерживались от молочного. Смысл жертвы, принесенной Господу в том, что наше сердце, осознавая и свою греховность, и свою неразрывную связь с Творцом, демонстрирует это на вещественном уровне - ведь мы сами вполне себе материальны. Это нам, а не Богу, нужны и отменные плоды, и тонкорунные овцы, и мясо, и молоко, и много еще чего, но мы из любви к Господу отрываем насущное от себя. Отдавая лучшее, а не по принципу: "На тебе, Боже, что нам не гоже!" Каин не заморачивался над выбором: что же самое дорогое, обделив себя, он сможет преподнести Богу. Нет, он отдал, как отметился. И, оказывается, с Богом так нельзя. Неискренность, фальшь в отношениях со Всевидящим не проходят. Не в том смысле - ни в коем случае! - что Господь этого не прощает. Нет, Он Всемилостив, и мы в этом еще убедимся. А в том смысле, что червячок самонадеянности: "Чего суетиться-то, у меня и так все путем!", слишком быстро превращается в змия-губителя. Качество жертвы и небрежность, с которой Каин ее принес, свидетельствовали: он не считал, что отношения с Богом стоят особенного внимания и усилий. Не знаю, нам ли в этом Каина осуждать.

    И сказано, что принял Господь дар Авеля, а дар Каина - нет. Во-первых, это право Господа: принимать жертву или не принимать. А во-вторых, жертва Богу - дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное. А этого-то Каин и не преподнес. Потому-то дым от жертвенника, на котором сжигалось подношение Авеля, поднялся столбом вверх, а от жертвенника Каина - полз по земле. Так и с молитвой: если она искренна, полна горячей веры, то прямиком возносится в небо. Если мы молимся, будто договариваемся, по принципу: "Я сделаю Тебе, но и Ты помоги мне", - стелется по земле.

    И увидев, что жертва брата принята, а его нет, огорчился Каин и поникло лицо его. Вот и мы часто, делая что-то для Бога или даже для ближних, ждем за это награды. И если ее не получаем, становимся печальны и раздосадованы - так выясняется, ради чего были наши усилия: ради поощрения или ради самой радости быть сопричастными добру и Богу.

    И явился Господь Каину: удивительно, Бог явился не Авелю - праведнику с чистым, открытым сердцем, а его брату, в сердце которого уже закралась зависть, лицо исказила злоба. Да, Господь явился грешнику- чтобы остановить, вразумить: Бог ведь приходит спасти не праведников, грешников. И сказал Он Каину: "Почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, разве ты не поднимаешь к небу лица твоего? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним". Всеведущий Бог дает возможность Каину, в сердце которого уже поселилась зависть, увидеть, что же с ним происходит! Остановиться, покаяться! И тут мы слышим от Господа один из важнейших законов духовной жизни: "Если делаешь доброе, разве ты не поднимаешь к небу лица твоего - разве душой ты уже не устремляешься ввысь, к Богу? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит - то есть, если ты уже не способен сделать добро с чистым сердцем, не формально, а искренне, это значит, что грех уже здесь, рядом, при дверях! Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним!" - предостерегает Господь. Бесполезно, буквально следующая фраза Книги Бытия звучит так: "И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его". Библия - обратите внимание! - не останавливается ни на коварстве вероломного Каина, ни на чистоте ничего не подозревающего Авеля, равно как и на подробностях самого братоубийства - первого убийства на земле. Эти детали не столь важны. Важен сам духовный закон, открытый для нас Господом: "Если мы творим добро, значит, мы еще с Богом, если мы не способны на добрый поступок (вот уж где можно себя проверять, испытывать свое сердце!), значит, грех рядом, у порога нашей души. Но еще есть шанс, еще возможно остановиться! Он, грех, нас уже влечет, но нам подвластно господствовать над ним! И если мы себя на этом этапе не остановим, если не прислушаемся к голосу Бога, а наша совесть - это и есть голос Бога в нас, то финал будет страшен!" Каин не способен искренне творить добро и его сердце становится вместилищем, которого ищет дьявол: таков объективный закон, фиксирующий, как человек отдает свое сердце - либо Богу, либо врагу рода человеческого. Зло влечет к себе, и если ты пассивен, если не в состоянии стать соработником Бога в делании добра, то, хочешь ли ты того, не хочешь, грех унесет тебя в адовы бездны. Кстати, зависть проворнее всех других наших страстишек, готова открыть врата нашей души дьяволу.

    И еще. В Библии есть знаменательные слова: "Если приступаешь служить Богу, то приготовь душу твою к искушению". Это связано с действием греха, с действием сатаны. Если сделал доброе, значит, готовься к испытанию на то, ради чего ты это сделал - из любви ли? И насколько у тебя этой любви хватит. С другой стороны, если после какого-то хорошего дела следуют серьезные испытания, значит, ты действительно сделал что-то доброе.

    Но вернемся к братоубийце Каину. И сказал Бог Каину: "Где Авель, брат твой?" - Господь дает Каину еще одну возможность одуматься, покаяться. Но что мы слышим в ответ? Дерзкое и не менее глупое: "Не знаю; разве я сторож брату моему?" Как Адам после грехопадения пытался спрятаться от Всевидящего в кустах, так и Каин пытается Всезнающего обмануть: грех, укоренившийся в человеке, всегда начинает затмевать для несчастного Бога, и безумец уже не способен истинно воспринимать, слышать своего Творца. И тогда Господь возвышает свой глас. И сказал Господь: "Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли! И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей! И когда ты будешь возделывать землю, она не станет больше давать силы своей для тебя. Будешь ты изгнанником и скитальцем на земле!" И вот тут-то раскаты Божьего гнева дошли до сердца братоубийцы Каина, и осознал он свою вину, и покаялся, и взмолился о пощаде.

    "Исповедание достаточное, но не благовременное, - пишет святитель Иоанн Златоуст. И добавляет: - Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения". Но время-то как раз и было упущено. Судите сами, грех всегда инструмент смерти: и физической, и духовной. Через грех смерть входит в наш мир, ведь Бог смерти не сотворил, Он создал людей бессмертными. Авель был первым умершим на земле. Но и Каин - первый убийца, совершив страшное злодеяние, погубил свою душу. И если Адама и Еву за их преслушание Бог не проклинает, Он проклинает за них змия и землю, то на Каина Господь накладывает проклятие. Какое? Земля - опора человека в нашем мире, перестает быть твердыней надежности, говорят, она содрогалась, начинала ходить ходуном там, где ступал Каин. "Земля горит под ногами", - скажем мы о человеке преступном. И у такого есть лишь один шанс спастись - положить основанием своей жизни Небо. Сможет ли?

    Продолжение следует

    Пишите: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, редакция "Российской газеты" или pisma-maria@mail.ru

    Поделиться