Корреспонденты "РГ" увидели, как готовится к открытию станция "Деловой центр"

В пятницу утром в столице откроется новая станция метро - "Деловой центр". 191-я по счету на столичной подземки и вторая в Московском международном деловом центре "Москва-Сити". Корреспонденты "РГ" первыми побывали там и посмотрели, как идут последние приготовления к приему пассажиров.

Как мы убедились, еще сегодня вечером новая станция была практически готова к открытию. Вход на нее с "Выставочной", с которой у "Делового центра" общий вестибюль, был еще закрыт красно-белыми лентами, но сама платформа освещена, и особо любопытные пассажиры с удовольствием рассматривали новостройку.

В вестибюле еще немного пахнет стройкой, открыты некоторые люки приковывающие провода, но вид вполне рабочий. Нет лишь главного - движения поездов. Да еще, как объяснил представитель метрополитена, осталось подключить к напряжению эскалаторы - пока рабочие ходят по ним как по обыкновенным лестницам. Не подключены пока и камеры видеонаблюдения, хотя все они уже установлены и бдительно поблескивают объективами.

Ожидали подключения к сети и колонны экстренного вызова (красно-синие "столбы", на которые москвичи привычно ориентируются как на метки центра зала, назначая встречу в метро), валидаторы на турникетах, автоматы по продаже билетов. Но это, говорят в метро, дело недолгое. Зато уже бодрым оранжевым цветом горят светильники над въездом в тоннель, и кассовые аппараты готовы к продаже билетов - на них уже установлена правильная дата и время.

Объект все еще считается строительным. Поэтому рабочие ходят в касках - кто-то моет пол и колонны, кто-то протирает светильники, кто-то доводит до ума электрику. В служебных помещениях у мониторов сидят дежурные по станции и диспетчеры, как будто сидели тут всю жизнь. Когда "Деловой центр" откроется, с него пока можно будет уехать только на одну станцию - "Парк Победы" Калининско-Солнцевской линии. Второй тоннель ведет в сторону станции, которая еще не построена, и поэтому на одном из путей еще даже нет рельсов. От "Парка Победы" до "Делового центра" составы вначале пойдут по одному пути, челночным способом - туда-сюда, поэтому и интервалы движения будут увеличенными до 15 минут.

Пробные поезда от станции уже прошли обкатку. Как рассказал "РГ" представитель метрополитена, первым прошел по новому участку так называемый габаритный поезд, утыканный флажками. Если какие-то флажки оказались сбитыми - значит, на стенках тоннеля есть недоделки, которые быстро устраняют. После этого в тоннель едет пробный поезд, уже с напряжением в контактном рельсе - это "генеральная репетиция". Все как обычно, только без пассажиров. Прокладывать второй путь будут либо в ночное окно, либо закрыв половину платформы.

Собственного выхода в город у станции не будет - один из выходов ведет в торговый центр "Афимолл" комплекса "Москва-Сити", которому "Деловой центр" обязан своим названием, а второй - в объединенный со станцией "Выставочная" вестибюль. Сама станция выполнена в минималистичном стиле - металл, стекло. Как и у ее "сестры" - "Выставочной" - у "Делового центра" будет балкон, только без картин. Благодаря его появлению, у обитателей "Москвы- Сити", еще недавно запертых среди небоскребов как в каменном мешке, появится второй выезд на подземке.

Улучшится и транспортное обслуживание жителей центра Москвы- "Пресненского", "Дорогомиловского", района "Филевский парк" и других. Позднее новая Калининско-Солнцевская ветка, на которой эта станция расположена, уйдет на запад столицы и метро придет к жителям районов "Раменки", "Очаково", "Тропарево-Никулино", "Солнцево", "Ново-Переделкино" и даже Рассказовки - населенного пункта на территории Новой Москвы. Строительство участка от станции "Деловой центр" до "Парка Победы" велось с декабря 2011 года. Он проложен под Третьим транспортным кольцом, Малым кольцом Московской железной дороги, Москвой-рекой, Кутузовским проспектом, а также под действующей Арбатско - Покровской линией метро.

Проходка велась на глубине 86-88 метров, в том числе в твердых скальных породах. Новый перегонный тоннель стал одним из самых глубоких в Московском метрополитене. Здесь впервые в Москве строители использовали уникальный способ выдачи грунта на поверхность - с помощью вертикального конвейера (сначала отработанная порода попадала на горизонтальную конвейерную ленту самого щита, а затем на вертикальный конвейер). Его применение позволило увеличить скорость проходки в сложных геологических и гидрогеологических условиях.

Еще одно нестандартное инженерное решение метростроители применили при сооружении монтажной камеры, откуда стартовал щит "София". В котлован шириной всего восемь метров девяностометровый щит спустили по частям. Если бы спускать его полностью, как обычно, то потребовалась бы и обычная монтажная камера размером в втрое больше и тогда пришлось бы перекрывать движение транспорта в районе ММДЦ "Москва-Сити". А строители обошлись без этого.

Напомним, скоро метростроители запустят еще две станции, построенные в прошлом году: "Лесопарковую" и "Битцевский парк", а в течение 2014-го построят 9 новых станций и 13.1 км линий столичной подземки. Программой правительства Москвы перед ними поставлена задача к 2020 году увеличить сеть московского метрополитена более чем в полтора раза - с нынешних 300 км до 465 км.

Кстати

Немногие москвичи знают, зачем на всех станциях метро устанавливают огромные черные металлические цилиндры с крышкой сверху, слегка напоминающие детский паровоз. Как объяснил "РГ" представитель метрополитена, это вовсе не игрушка, а взрывозащитная камера - устройство для уничтожения бомбы, если, не дай Бог, она будет обнаружена на станции. Естественно, по инструкции такие работы должны проводиться после того, как все пассажиры со станции будут эвакуированы.