Для решения первого вопроса планируют создать межведомственную рабочую группу с участием бизнеса, которая подготовит конкретные предложения по снижению цен на авиабилеты. А по второму вопросу - уже готов документ, в котором расписано, за счет чего компании и организации смогут поощрять своих работников дешевыми путевками в санатории и пансионаты. Речь идет о новой программе Ростуризма, которую могут принять уже в этом году, рассказал "РГ" глава ведомства Александр Радьков.
Эксперты часто называют дороговизну российских авиаперевозок одной из главных причин, тормозящих развитие внутреннего туризма. Мало кто полетит в регион за 30-40 тысяч рублей. Да на эти деньги можно неделю отдыхать в Турции.
Александр Радьков: Я с вами согласен. Должен отметить, что наши коллеги в министерстве транспорта заинтересованы в изменении ситуации. Насколько мне известно, в ведомстве обсуждался вопрос об отмене налога на добавленную стоимость (НДС) на внутренние перевозки. Это поддержит авиакомпании, работающие в России.
Другой конкретный шаг касается создания лоукост-перевозчика (авиакомпании, которая будет продавать билеты по низкой цене за счет экономии на большинстве традиционных пассажирских услуг. - Ред.). Однако необходимо определить, в какие регионы будет летать лоукостер, какие маршруты экономически целесообразны, потому что самолеты такой авиакомпании должны быть загружены. Поэтому стоит внимательно выслушать представителей бизнес-сообщества, которые сориентируют, куда лучше летать, где лучше аэропорты, какие тарифы оптимальны на перевозку. Некоторые конкретные предложения изложены в письме, которое в конце прошлого года Ассоциация туроператоров России направила в минтранс. Сейчас, считаю, необходимо создать межведомственную рабочую группу с участием бизнеса, которая подготовит конкретные предложения по этим вопросам.
Итак, работающие граждане смогут рассчитывать на частичную оплату путевок работодателями. Как это будет происходить?
Александр Радьков: Ростуризмом разработана программа стимулирования внутреннего социального туризма "Отдых", которая предполагает внесение изменений в Налоговый кодекс. Со специально созданной организацией, которая станет координирующим центром, будут заключать соглашения объекты туриндустрии. Их путевки предприятия будут оптом закупать и затем со скидкой реализовывать своим сотрудникам.
Общая сумма затрат на приобретение путевок будет зависеть от финансовых возможностей организации-работодателя. А величина скидки - от категории, к которой относится гражданин (сотрудник предприятия, член его семьи, ветеран труда). По предварительным расчетам, дисконт может составить 40-50 процентов от стоимости путевки. Работники предприятия могут отдыхать со скидкой в санаториях, гостиницах, базах отдыха. Главное условие - делать это на территории России. Программа направлена в первую очередь на то, чтобы сделать путевки на отдых в России для граждан доступными.
В Ростуризме раньше говорили, что для реализации этой программы будут выпущены отпускные чеки.
Александр Радьков: Да, сначала речь шла об отпускных чеках. Но вводить эмиссию хоть чеков, хоть ценных бумаг, хоть сертификатов, наверное, неэффективно. Хотя бы из-за возможных спекуляций и нехороших ассоциаций.
В результате мы пришли к выводу, что оптимальным вариантом был бы выпуск некой именной карты, деньги с которой можно списать только на отдых в России, то есть, например, оплатить ею проезд, размещение в гостинице, проживание в санатории. Скорее всего, не стоит допускать возможности обналичивания средств, чтобы избежать мошенничества и паразитирования на этой теме. Я могу привести аналогию с картами авиакомпаний. У пассажира есть бонусы, которые позволяют приобрести билет бесплатно или со скидкой. То есть карты с бонусами имеют финансовое выражение, но обналичить их нельзя.
Возможность выпуска карт, на наш взгляд, может обеспечить банковская сфера. И Ростуризм уже провел переговоры с Центробанком и рядом других банков. Ну и добавлю, что такая система позволит повысить прозрачность работы самого туристического бизнеса и сбалансировать туристические потоки.
Нелегкую задачу вы поставили. Надо будет состыковать этот механизм со всеми участниками рынка: предприятиями, банками, авиацией и железной дорогой, гостиницами, санаториями...
Александр Радьков: Да, процесс этот сложный, но, если наш проект будет поддержан правительством, детали, думаю, вполне реально отработать уже в этом году. Перевозчики, туроператоры, санатории, гостиницы - все, кто пожелает участвовать в этой программе, могут подписать соответствующее соглашение. Дело это добровольное, никто никого не принуждает. Но для санаториев, пансионатов и гостиниц это выгодно. Объясню почему.
Главная проблема развития внутреннего туризма в России - сезонность. Больше всего объекты туриндустрии загружаются летом и на новогодние праздники. И многие простаивают осенью и весной. А рентабельность тех же гостиниц зависит от их наполняемости в целом по году. Механизмы, предложенные в программе "Отдых", на наш взгляд, позволят снять некоторые проблемы, которые испытывают санатории, пансионаты, гостиницы и другие объекты туриндустрии в низкий сезон. Для бизнеса это очень важный фактор. И очевидна польза для людей, особенно с невысоким уровнем дохода.
Кстати, Ростуризм консультировался по этому проекту с руководителями ряда крупных предприятий. Все они выразили заинтересованность в том, чтобы такая система заработала. Мы также направляли проект почти во все субъекты и практически везде получили позитивные отклики. Учли также замечания и предложения, высказанные администрациями регионов.
В какие регионы России в этом году можно поехать отдыхать нашим туристам и почему?
Александр Радьков: В программе развития внутреннего и въездного туризма участвуют 27 регионов - от Бурятии до Северного Кавказа. И у каждого неповторимый колорит. Думаю, в этом году традиционно будут популярными Краснодарский край, регионы Центральной России - Ивановская, Рязанская, Вологодская, Костромская области.
Вообще выделить какие-то регионы непросто. Я много езжу по России и вижу, что туризм стараются развивать. Возьмем Республику Коми, где одна из основных составляющих экономики - углеводороды. Еще пару лет назад никто Коми не ассоциировал с туризмом. Но сейчас республика совершенно изменила в этом плане свой облик. Там активный губернатор, который вкладывает деньги в строительство гостиниц, открытие новых маршрутов. На деньги из регионального бюджета в Коми запустили туристический поезд, который курсирует по республике. Развивают местную авиацию. Сейчас цена авиабилета внутри республики не превышает стоимость поездки в купейном вагоне. И в Коми поехали туристы.
Еще один пример - Якутия. Сложный климат, удаленность от центра страны, рядом нет моря. Казалось бы, республика не обладает туристическим потенциалом. Но там сделали упор на умелое использование имеющихся ресурсов. Подошли к этому творчески, ведь туризм - явление универсальное. В Якутии создали бренд "Полюс Холода". Казалось бы, вечная мерзлота, но на этом можно зарабатывать деньги. Под Якутском в заброшенных штольнях соорудили музей льда вместе с аттракционами и даже ледяным баром. Там все время держится температура минус 8 градусов. Но зато в баре при вас выточат из льда рюмку, нальют в нее горячительное, предложат к нему строганину. И в это ледяное место приезжают свадебные пары, туристы. Нашли же в Якутии свою изюминку, создали туристический объект, казалось бы, из ничего! И так при желании можно сделать в каждом регионе России.
Если говорить о ближайшем будущем, очень серьезно продвинулся в развитии туризма Алтайский край. Там реализуется перспективный проект "Белокуриха-2". Интересный туристический кластер создается в Бурятии на озере Байкал. Большой проект у Чеченской Республики. Эти регионы, уверен, смогут притянуть туристов.
Туристические агентства в прошлом году объединились в ассоциацию. Сейчас в нее входят восемь крупнейших турагентских сетей России, таким образом, ассоциация объединяет 3,5 тысячи агентств, или примерно треть этого рынка.
Вводятся стандарты работы с туроператорами, туристами. Ведь на рынке было немало случаев, когда турист приходил в агентство, платил деньги за тур, ему даже давали договор, что этот тур организует определенный туроператор. Но в итоге агентство оказывалось мошеннической организацией, деньги за тур никому не перечисляло, и крайних найти было невозможно. Поэтому сейчас ассоциация планирует создавать денежный резервный фонд для таких случаев, ведется разработка типового договора между агентством и туристом, рассказал Александр Радьков.