7 культовых заграничных вещей для советского гражданина

31 января 1990 года в Москве, на Пушкинской площади, открылся первый в Советском Союзе McDonald’s. Колоссальный успех ресторана, считавшегося символом Америки, был предсказуем - жители СССР всегда "неровно дышали" к заграничным вещам. "РГ" вспоминает семь знаковых зарубежных вещей в жизни советского человека.

"Кока-Кола" и "Фанта"

"Кока-Кола" и "Фанта" впервые появились в СССР в 1979 году в ходе подготовки Олимпийских игр в Москве. На что только не шли люди ради заграничной газировки - в обычных магазинах она не продавалась, а достать ее "по блату" было по карману далеко не всем.

Кстати, еще в конце 1945 года в СССР было поставлено более 50 ящиков "Колы" - подарок маршалу Жукову от президента США Эйзенхауэра. Эта партия напитка была без этикеток и специально обесцвечена, чтобы Георгия Константиновича не обвиняли в поклонении символу американского империализма.

Джинсы

Советскому человеку пойти в магазин и купить заветные "левисы" было совершенно невозможно. Они, как и многие другие предметы "загнивающего Запада", были под запретом. Джинсы не производились на фабриках и не импортировались в страну, а попытка провезти их в узком советском чемодане из командировки была уголовно наказуема. Стоимость пары джинсов у фарцовщиков могла доходить до "космических" 200 рублей при средней зарплате 120 рублей в месяц, поэтому умельцы научились превращать в "левисы" практически любые штаны и брюки - благо, краски цвета индиго и лейблов было достаточно.

Кстати, в 1978-м году известный тренер сборной СССР по горнолыжному спорту Леонид Тягачев пытался провезти в аэропорту гигантскую по тем временам партию джинсов - 120 штук. Контрабанда была обнаружена в коробках для лыжных ботинок, но уголовное дело до суда так и не дошло.

Кроссовки и костюмы Adidas

Мало кто знает, но своей популярности в СССР, а потом и в России, известная марка достигла благодаря договоренности с самим ЦК КПСС. На московской олимпиаде в 1980 году наши победители и призеры поднимались на пьедестал именно в костюмах и кроссовках "Адидас". Такая реклама не могла не подействовать в стране, где спортом увлекались все.

Ближе к концу 1980-х сформировалась своеобразная мода: спортивный костюм с тремя полосками, обязательны кроссовки, а если будет кепка - образ состоявшегося человека завершен. В таком виде не стеснялись ходить в театры и гости, ведь полный такой комплект мог стоить как 6-7 месячных зарплат и висеть дома просто не мог.

Жевательная резинка

В Советском Союзе заграничная жевательная резинка была предметом культа и зависти для детей и подростков. Заветные Stimorol и Turbo привозились из командировок в "почти заграницу" - Польшу и Чехословакию, а потом жевались днями и ночами. Среди школьников "бубль гум" был своего рода валютой - футбольный мяч, канарейка и набор карандашей Koh-i-Noor обменивались на нее без раздумий. А вкладыши со спортивными автомобилями и мини-комиксами, предлагающимися к резинке, наверняка до сих пор бережно хранятся у некоторых в отдельной коробке.

Кстати, известная фраза "Мир, дружба, жвачка!" родилась в далеком 1957 году на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов. Фестиваль проходил в Москве, и на него съехались молодые люди со всех стран, которые привезли с собой помимо высоких идей еще и обыкновенную жевательную резинку.

Часы с калькулятором.

Во времена, когда не было мобильных телефонов и планшетов, каждый школьник и студент хотел иметь часы-калькулятор. Зависть одноклассников, улыбки сокурсниц, уважение коллег - все это, а еще калькулятор, вмещали в себя часы "Касио". В свободной продаже такие часы практически не встречались их, как и большинство дефицитных товаров, привозили из-за границы, либо, экономя деньги на мороженом, покупали у фарцовщиков.

Кстати, по одной из легенд своей популярности эти часы обязаны фильмам о Джеймсе Бонде - доморощенные изобретатели с помощью паяльной лампы и изрядной доли оптимизма безуспешно пытались найти "скрытые функции" в умных часах.

Видеомагнитофоны

Иметь видеомагнитофон в конце восьмидесятых для советского человека было сродни обладанию нефтяной скважиной на садовом участке. Правда, для начала "видик" и кассеты для него надо было раздобыть. Госцена на первый советский магнитофон равнялась 1200 рублей при зарплате ведущего инженера в 250-300 рублей, а зарубежные же аналоги цены ниже двух тысяч просто не знали. Обмены автомобилей и даже квартир на "чудотехники" также встречались.

Если человек все-таки становился счастливым обладателем видеомагнитофона, то, при некоторой доле смекалки, он окупался всего за пару месяцев. На заре перестройки появляются первые частные видеосалоны, чаще всего они были организованы прямо в квартирах обладателей "видика". Демократичная цена в 1 рубль с человека предоставляла право окунуться в зарубежные картины от "Терминатора" и "Рембо" до "Эммануэль". Благодаря американскому кино советский человек узнал и еще сильнее возжелал джинсы, колу и McDonald’s.

McDonald’s

Джордж Кохон, глава канадского представительства McDonald’s, как-то сказал: "Мы создавали "Макдоналдс" чтобы избавиться от очередей, но в России все получилось наоборот". Действительно, на открытие первого в СССР ресторана быстрого питания пришло 30000 человек. Люди стояли в многочасовых очередях, что бы попасть в заветное заведение, которое видели много раз в американских кинофильмах. "Американская мечта" - гамбургеры ценой в полтора рубля и стакан "колы" за рубль сметались мгновенно, несмотря на явно кусающиеся цены для большинства советских людей.