Работу над своим воплощением "Евгения Онегина" режиссер начал сразу после прошлогодней мировой премьеры оперы Щедрина "Левша" по просьбе Валерия Гергиева.
- Постановка осуществляется Мариинским театром совместно с Пекинской оперой, - рассказал "РГ" Алексей Стеапнюк за несколько дней до премьеры. - В ней заняты все молодые исполнители. В основном, это солисты Академии молодых певцов, которой руководит Лариса Гергиева. Возраст солистов максимально приближен к возрасту героев поэмы Пушкина и оперы Чайковского. С художниками Александром Орловым и Ириной Чередниковой мы делали прошлым летом "Левшу" и несколько лет назад "Очарованного странника". Музыкальное руководство спектакля осуществляет художественный руководитель театра и директор Валерий Гергиев.
Говоря об особенностях постановки режиссер отметил, что она будет "новой", но "без переделки сюжетных линий".
- Мы максимально старались сохранить дух эпохи с его правильной русской речью, правильными жестами эпохи. И в то же время нам хотелось передать современный темперамент, эмоциональный градус молодых людей. В декорациях спектакля осуществляется пронзительность образного строя: если это комната, то это комната: если это дворцовый интерьер, то это дворцовый интерьер. Для нас были важны знаковые выразительные обозначения каждой картины, которые несут очень сильный эмоциональный фон того, что происходит.
Среди героев оперы, по мнению Алексея Степанюка, его внимание обращено на всех персонажей, но главным является Евгений Онегин.
-Изменения его жизненных позиций и судьбы прослеживается в нашем спектакле, - сообщил режиссер.
Свою версию "Евгения Онегина" он не относит ни к традиционной, ни к современной.
- Для меня самое главное, чтобы был образ спектакля и чтобы молодые певцы смогли донести эмоциональный шквал чувств, который заложен в музыке Чайковского, и иронию, которая сквозит в поэме Пушкина, - подчеркнул Алексей Степанюк.
С момента премьеры "Евгения Онегина" в Петербургской Императорской опере эта сценическая версия станет восьмой по счету согласно до нас дошедшим документам. На главную петербургскую сцену опера попала в 1884 году - спустя пять лет после московской премьеры 1879 года. О постановке "Евгения Онегина" в столичном театре ратовал император Александр III, который тогда был большим поклонником этой оперы. Спустя около года после премьеры директор Петербургских Императорских театров Иван Всеволожский обратился к композитору с просьбой написать экосез для второго бала (в третьем действии). В обновленной музыкальной редакции оперу впервые исполнили 19 сентября 1885 года.
С тех пор "Евгений Онегин" в репертуаре Мариинки стал неким рекордсменом по количеству представлений: в 1892 году прошёл 100-й спектакль со дня премьеры, 17 января 2014 года состоялся 1554-й показ. В "Евгении Онегине" на Мариинской сцене пели выдающиеся исполнители: Эмилия Павловская, Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Лариса Дядькова, Сергей Лейферкус, Борис Штоколов и другие. В 1920-м году опера шла под музыкальным руководством Эмиля Купера, в 1929-м - Александра Гаука, 1945-м - Бориса Хайкина. Сейчас в репертуаре театра на исторической сцене живет спектакль Юрия Темирканова, поразивший современников человечностью образа Онегина в 1982 году.