Успех картине гарантировали талант актеров, масштабность съемок и цветная пленка

23 февраля 1889 года родился Виктор Флеминг, американский режиссер, создатель более 40 фильмов, признанный мастер "мужского" приключенческого кино. Однако вершиной его карьеры, фильмом, принесшим Флемингу "Оскара" и мировую известность, стала картина в совершенно другом жанре - экранизация великого романа Маргарет Митчелл "Унесенные ветром".

Этот признанный киношедевр и сегодня пользуется огромной популярностью, причем у самых разных категорий зрителей.  Картина - плод титанических усилий множества талантливых людей, и немало звезд должно было сойтись на небе для того, чтобы она была создана такой, какая есть. О тех шагах, что привели экранизацию к беспрецедентному успеху и сделали ее фильмом на все времена, рассказывает сегодня "РГ".

1.Сценарий и режиссура

Одна из главных составляющих успеха фильма и еще один "Оскар" - заслуга одного из сильнейших голливудских сценаристов своего времени Сидни Ховарда. Награда впервые вручалась посмертно: сценарист трагически погиб за месяц до звездной премьеры. Однако Ховард был не единственным, кто работал над текстом. Свою руку к сценарию приложили и продюсер Дэвид Селзник, и режиссеры, и даже писатель Френсис Скотт Фитцжеральд, чье имя не было указано в титрах. К слову, окончательным вариантом сценария Маргарет Митчелл осталась весьма недовольна.

Кстати, несмотря на то, что в титрах указано имя только одного режиссера - Виктора Флеминга, в действительности только основных постановщиков в течение съемок было не менее четверых.

Фильм начинал снимать талантливый театральный режиссер Джордж Кьюкор. Ему превосходно удавалось ладить с большинством актеров и раскрывать в полной мере потенциал каждого. Кьюкор успел отснять 33 минуты экранного времени (в итоговый фильм вошли 17 из них), когда произошла его крупная ссора с Кларком Гейблом. В результате Селзнику пришлось спешно заменять режиссера. Еще одной причиной увольнения Кьюкора было отставание от графика и превышение бюджета фильма.

Так на сцене появился Виктор Флеминг. Большинство актрис восприняли эту замену в штыки и требовали вернуть Кьюкора. Вивьен Ли даже собиралась отказаться от дальнейших съемок, однако ее агент (а заодно и брат продюсера) Майрон Селзник пригрозил ей судебным разбирательством.

Флеминг безжалостно вмешивался в сценарий. Скарлетт в его интерпретации становилась почти отрицательной героиней. Вивьен Ли с боем отстаивала свои реплики, раскрывавшие истинную мотивацию и логику действий ее персонажа. Позднее из-за болезни Флеминга его заменял Сэм Вуд, а четвертым режиссером стал Уильям К. Мензис. Одну из сцен фильма по просьбе Селзника снимал даже Альфред Хичкок. Однако в итоге эта сцена так и не вошла в фильм. В конечном счете над фильмом работало так много людей, что сложно даже сказать, кому именно из их числа картина обязана своими достоинствами в большей мере.

2. Неподражаемый Ретт

На момент начала съемок "Унесенных ветром" наделенный магнетическим обаянием и харизмой Кларк Гейбл был уже не только "оскароносным" актером, но и признанным американским секс-символом. Любая картина с его участием была буквально обречена на успех. И большинство сценариев фильмов, где снимался Гейбл, писалось специально под него.

Возможно, именно этим обусловлено то, что Гейбл… вовсе не горел желанием сниматься в такой сложной и многогранной роли Ретта Батлера. Впрочем, особенного выбора у него не было. После того, как книга Маргарет Митчелл стала супербестселлером, а Скарлетт О`Хара - практически национальной героиней, этих съемок ждала вся страна. И только ленивый не обсуждал, кто же может исполнить в экранизации ключевые роли.

Гейбл как мог, пытался саботировать съемки или устроить скандал, чтобы быть отстраненным от роли.

Актер, которому предстояло воплотить на экране неподражаемого ироничного Ретта, был выбран после масштабного социологического опроса. Больше 80 процентов американцев видели на этом месте только Кларка Гейбла. Кстати, сама Маргарет Митчелл предпочла бы отдать роль актеру Граучо Марксу. Стоит отметить, что Гейбла даже слегка испугало народное единодушие. "Я вовсе не нахожу, что так уж похож на Ретта Батлера! - уверял он, - Не понимаю, почему выбрали именно меня".

Однако согласно контракту, актер принадлежал на тот момент студии MGM, которая, в свою очередь, "перепродала" его продюсеру "Унесенных ветром" Дэвиду Селзнику за 1,2 миллиона долларов. Гейбл попросту не мог отказаться от роли - для этого ему пришлось бы разорвать контракт, потерять огромные деньги и остаться безработным.

Однако поначалу он, как мог, пытался саботировать съемки или устроить скандал, чтобы быть отстраненным от роли. К счастью, эти попытки так и не увенчались успехом. В дальнейшем в ходе съемок Гейбл не всегда ладил с исполнительницей главной женской роли Вивьен Ли. Уже при первой их встрече, когда Вивьен, хоть и не по своей вине, опоздала к фотосессии на два часа, Гейбл заверял, что ни за что не будет сниматься с "этой дамочкой".

Впрочем, обаяние Ли взяло верх в этот раз, и ей удалось очаровать даже Гейбла. За время съемок актеры даже подружились. Однако позднее партнер вызвал недовольство Ли тем, что не особенно проявлял энтузиазм в работе и неизменно стремился покинуть съемочную площадку точно в 18:00. Это немало раздражало Вивьен, которая выкладывалась на полную катушку. Однажды она бросила в сердцах: "Он прямо как клерк в юридической консультации!". С ее стороны это было довольно неосмотрительно, учитывая, что впереди предстояло снять немало романтических сцен с поцелуями. Отныне перед каждой из них Кларк старательно наедался луком и наслаждался своей маленькой местью.

3."Это моя Скарлетт"

Сегодня сложно представить в роли Скарлетт О`Хара кого-либо помимо Вивьен Ли. Однако британская актриса на эту роль была утверждена лишь в последний момент, и ее кандидатура вызвала у многих возмущение. Еще бы - американскую национальную героиню будет играть какая-то никому не известная иностранка! И это в то время, когда на роль претендовали сотни американок, включая признанных красавиц и звезд мирового масштаба.

Главную героиню создатели фильма искали два с половиной года. В пробах приняли участие порядка 1400 актрис, около 400 из них были приглашены на второе прослушивание. Кастинг обошелся в 92 000 долларов. В числе претенденток были Бет Дэвис, Кэтрин Хепберн, Клодетт Кольбер, Джоан Кроуфорд, Маргарет Салливан, а также супруга Кларка Гейбла Кэрол Ломбард. Пробовались на главную роль и актрисы, сыгравшие в итоге второстепенных персонажей - Оливия де Хэвиленд (Мелани Уилкс), Алисия Ретт (Индия Уилкс), Марселла Мартин (Кэтлин Калверт).

Вивьен Ли - английская аристократка, до "Унесенных ветром" работала в театре, снялась в паре малозначительных эпизодических ролей. Сыграть роль Скарлетт было ее заветной мечтой, хоть и весьма призрачной, учитывая масштабы кастинга и отсутствие у нее каких-либо рекомендаций или звездного статуса. Однако Вивьен шла к этой роли, по словам ее возлюбленного Лоренса Оливье, "с демонической настырностью". Любопытно, что позднее один из режиссеров картины Джордж Кьюкор говорил, что на съемках Вивьен была "заряжена электричеством и одержима дьяволом".

В пробах на роль Скарлетт приняли участие порядка 1400 актрис. Кастинг обошелся в 92 000 долларов.

Вивьен не только удивительно точно соответствовала книжному описанию внешности Скарлетт О`Хара. Она отличалась еще и весьма сходным характером. По свидетельствам людей, которым доводилось с ней работать, Ли была так же упряма в том, что было для нее важно. В ней так же самым невероятным образом сочетались аристократизм и некоторая грубоватость (к примеру, в выражениях она не особенно стесняла себя).

И ради своих целей она так же, как Скарлетт, готова была работать буквально на износ. "Она работала круглые сутки, и Селзник безжалостно пользовался этим рвением, - рассказывала позднее Оливия де Хэвиленд. - До конца съемок она работала по 16 часов в день, иногда совсем без выходного, поэтому, когда в сцене, где Скарлетт идет по разоренному полю Тары и ее тошнит прямо на грядку, мне пришлось подменить ее… у Вивьен от недоедания и нервного перенапряжения начались такие рези в животе, что согнуться-то над грядкой она согнулась, а вот выпрямиться уже не могла".

Кстати, когда сама Маргарет Митчелл увидела Вивьен Ли, ее резюме было кратко и предельно точно: "Это моя Скарлетт".

4."Оскар" для Мамушки

В фильме задействовано множество актеров второго плана, и некоторые из них справились со своими ролями действительно блистательно. Однако Кларк Гейбл был не единственным, у кого перспектива сыграть в "Унесенных ветром" не вызывала особенного восторга. Так, исполнитель роли Эшли Уилкса Лесли Говард относился к проекту и своей роли в нем более чем равнодушно. Он также по контракту не мог отказаться от съемок, при этом он одновременно играл в двух фильмах - "Унесенные ветром" и "Интермеццо".

Элеонора Рузвельт обращалась к Селзнику с личной просьбой взять на роль Мамушки ее собственную горничную.

Эшли в фильме всегда выглядит малоэмоциональным, как будто слегка сонным и заранее уставшим от жизни. Впрочем, именно для этого персонажа образ и тон оказались вполне подходящими. Однако наиболее напряженные сцены с участием Эшли Вивьен Ли приходилось буквально "вытаскивать" на себе. Возможно, отчасти из-за этого отношения между актерами не сложились.

Кстати, кастинг на некоторые второстепенные роли по своим масштабам немногим уступал отбору на главную роль. Так, на роль темнокожей Мамушки претендовало несколько сотен актрис. Сама Элеонора Рузвельт обращалась к Селзнику с личной просьбой взять на роль ее собственную горничную. Однако роль досталась в итоге замечательной актрисе Хэтти Макдэниел. К тому моменту она сыграла уже множество эпизодических ролей, но ее имя чаще всего даже не фигурировало в титрах.

Блестящая работа Макдэниел была удостоена высшей награды - премии "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана. Это был первый случай в истории, когда темнокожая актриса получила "Оскара" (ранее не было даже номинаций). Ирония судьбы заключается в том, что Хэтти не смогла даже присутствовать на премьере фильма в Атланте: согласно действовавшим тогда в штате Джорджия законам, все темнокожие артисты были вычеркнуты из списка приглашенных.

Селзник пытался добиться ее присутствия на премьере, а Кларк Гейбл даже собирался бойкотировать показ из-за отсутствия Мамушки. Все-таки пойти на премьеру его уговорила сама Макдэниел. Всего в фильме задействовано 59 актеров и 2400 человек в массовке.

5.Масштаб съемок

Масштаб съемок был беспрецедентным по тем временам. Бюджет составил почти 4 миллиона долларов. Так, пожар в Атланте снимался в "естественных условиях" - реальном пожаре. Для этого пришлось поджечь декорации целого городского квартала, оставшиеся от съемок других фильмов, включая "Кинг Конг" и "Последний из могикан".

Кстати, в этой сцене вместо Кларка Гейбла и Вивьен Ли участвуют дублеры. Сцена снималась самой первой, и актриса на главную роль еще попросту не была утверждена. Как раз во время съемок побега из горящего города Дэвид Селзник знакомился с Вивьен Ли.

Только для Ли было сшито более 30 нарядов. В их числе, например, 27 совершенно одинаковых сиреневых платьев, различающихся только степенью потрепанности. Ведь необходимо было показать, как день за днем изнашивается единственное ситцевое платье Скарлетт. Всего же для фильма было сшито 5500 костюмов.

Использовалось 450 карет. Вместо паровозов снимали специально созданные деревянные макеты, поскольку использовать настоящие локомотивы оказалось слишком дорого. А еще в фильме снимались 1100 лошадей и 375 других животных.

6.Цветные съемки

На момент съемок "Унесенных ветром" кинематограф был преимущественно черно-белым. Однако картина снята в цвете с самого начала. При ее изготовлении использовалась очень дорогостоящая тогда система Technicolor.

Съемка проводилась специальным аппаратом на три черно-белых пленки через цветоделительные фильтры. Метод требовал существенных затрат - аренда дорогого оборудования, огромный расход пленки и необходимость в мощнейшем освещении съемочной площадки. К слову, работа оператора также была удостоена "Оскара".

Добавим, в 2000-х годах фильм был отреставрирован и оцифрован. Для этого пришлось отдельно обрабатывать все три оригинальных негатива в разном цвете. В результате цифровая версия фильма оказалась куда качественнее пленочной, и на ней стали видимы многочисленные детали, малозаметные или нечеткие в оригинале.

7.Селзник-"громовержец"

Продюсер картины Дэвид Селзник - человек, чью роль в съемках "Унесенных ветром" можно оценивать очень по-разному. Так, нарекания вызывают вмешательства в сценарий. А поведение Селзника во время съемок нередко выглядело (а может быть, и являлось) самодурством. Постоянно присутствуя на съемках, он изводил всю съемочную группу своими придирками.

И все же "Унесенных ветром" как вечного шедевра кино никогда не случилось бы, если бы не одержимость именно этого человека, сумевшего не только организовать съемки, но и собрать на съемочной площадке настолько талантливый актерско-режиссерский состав. Именно Селзник - тот человек, которому удалось из разрозненных элементов сложить единый паззл, отобрать те самые детали и тех самых людей, которые были необходимы.

Над этой эпической экранизацией Селзник работал три года. Этот триумф не только принес продюсеру его первого "Оскара" за лучший фильм, но и ознаменовал новую эру Голливуда.