Поделиться

    Десять самых известных кораблей Балтийского флота

    2 февраля 1701 года царь Петр I издал Указ, в котором повелевалось начать строительство на Ладожском озере шести 18-пушечных кораблей и 9 вспомогательных судов. Зимой 1702 года начали строить верфь на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро. В 1703 году в Лодейном Поле на реке Свирь была заложена Олонецкая верфь. Здесь было заложено 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиот и 13 бригантин. Ещё одну верфь заложили на реке Волхов. Корабли, построенные на этих верфях, стали основой Балтийского флота. Поэтому именно 2 февраля считают днем основания этого одного из самых сильных и боеспособных флотов России. Для него было построено много кораблей. Вот лишь десять из них, признанные самыми мощными и вошедшие в историю военного флота России.

    1.Первый российский фрегат

    22 августа 1703 года на Свирской верфи был спущен первый корабль - 28-пушечный фрегат "Штандарт". Он имел 3 мачты, водоизмещение 220 тонн, длину 27,5 метров по корпусу, ширину 7 метров, осадку 3,3 метра, проектную скорость под парусами 10-11 узлов. Его экипаж составлял 120 человек. В сентябре 1703 года фрегат перешёл в Санкт-Петербург. Принимал участие в Северной войне. С 1705 по 1709 год с мая по октябрь ежегодно выходил к Кроншлоту в составе эскадры для защиты Санкт-Петербурга с моря. В 1725 году по указу Адмиралтейств-коллегии фрегат был переведён в Кронверкскую гавань и вытащен на берег. Предполагалось его сохранить как первое линейное судно Балтийского флота. Однако корпус корабля был настолько ветхим, что при попытке поднять его тросами он был буквально перерезан на части. В 1730 году фрегат был разобран. В 1999 году фрегат "Штандарт" был воссоздан по сохранившимся чертежам. Сейчас выполняет функции учебного и туристского судна.

    2. Линкор "Полтава"

    Первый корабль, который заложили и построили на верфях Санкт-Петербурга. Был спущен на воду 15 июня 1712 года. Длина по верхней палубе: 40,1 метра, длина по килю 34,7 метра, ширина - 11,7 метра. Имел водоизмещение 1100 тонн, осадку 4,6 метра. Был вооружен 54 пушками и имел экипаж в различное время от 300 до 460 человек. Самые активные боевые действия линкор "Полтава" вел в Северной войне 1713 года. Дважды ремонтировался, был списан в 1732 году.

    3. Шлюпы "Восток" и "Мирный"

    Шлюп "Восток" был построен в 1818 году в Петербурге. Водоизмещение - 900 тонн, вооружение-28 орудий, экипаж-117 человек. Шлюп "Мирный" (бывший транспорт "Ладога") был построенный в 1818 году в Лодейном Поле, водоизмещение - 530 тонн, вооружение - 20 орудий, экипаж - 73 человека. Командовали кораблями опытные офицеры российского военного флота капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен и лейтенант М. П. Лазарев. Именно на этих кораблях было сделано одно из величайших географических открытий - шестого континента, Антарктиды. Это произошло 18 января 1820 года.

    4. Крейсер революции

    23 мая 1897 года на государственной судоверфи "Новое Адмиралтейство" в Петербурге состоялась торжественная закладка трёх бронепалубных крейсеров - "Дианы", "Паллады" и "Авроры", того самого крейсера, который дал холостой залп по Зимнему дворцу в октябре 1917 года. Полное водоизмещение крейсера "Аврора" - 6731 тонна, длина - 127 метров, ширина - 16,8 метра, осадка - 6,4 метра. Максимальная скорость - 19,2 узла. "Аврора" была оснащена восемью 152-миллиметровыми орудиями, двадцатью четырьмя 75-миллиметровыми орудиями, восемью 37-миллиметровыми скорострельными пушками и двумя десантными 64-миллиметровыми пушками. Крейсер имел три торпедных аппарата: два подводных, расположенных по правому и левому бортам судна и один надводный, находившийся в носовой части. Крейсер участвовал в Цусимском сражении. С 1906 по 1914 год "Аврору" использовали как учебный корабль, на котором кадеты и гардемарины Морского корпуса овладевали корабельной практикой. С началом Первой мировой войны "Аврора" вновь встала на боевую службу. В 1916-м году встал на ремонт в Петрограде и принял участие в революционных событиях 1917 года.

    5. "Гангут" - "Октябрьская революция"

    Линейный корабль, названный первоначально в честь первой победы Российского флота у мыса Гангут, был заложен 3 июня 1909 года на Новоадмиралтейском судостроительном заводе в Петербурге и 24 сентября 1911 года спущен на воду. В конце ноября 1914 года был включен в состав 2-й бригады линейных кораблей Балтийского флота. 27 июня 1925 года линкору присвоено наименование "Октябрьская революция", а 23 июля 1926 года он вновь был включен в состав Морских сил Балтийского моря.Во время советско-финляндской войны кораблям Краснознаменного Балтийского флота было поручено подавить огневые точки врага на островах и приморском плацдарме и оказать огневую поддержку сухопутным войскам. Сотни тонн тяжелых снарядов обрушила в те дни "Октябрьская революция" на неприятеля, сокрушив все назначенные цели. Его водоизмещение 26 692 тонн, длина 184,9 метра, ширина 26,9 метра, осадка 9,5 метра. Вооружение крупнокалиберные артиллерийские установки, зенитные пулеметы, четыре торпедных аппарата и 4 параван-охранителя. Экипаж 1411 человек. В 1953 году линкор был переведен в состав учебных кораблей, а через три года исключен из состава флота.

    6. Герой таллиннского похода

    "Киров" - советский легкий артиллерийский крейсер проекта 26. Спущен на воду 30 ноября 1936 года. Исключен из состава флота в 1974 году. Водоизмещение 7880 тонн, длина 191,3 метра, ширина 17,7 метра, осадка 5,27 метра. Был вооружен 9 башенными орудиями, зенитными установками, двумя трехтрубными торпедными аппаратами и глубинными бомбами. Мог запускать с помощью катапульты самолет класса "Хенкель". 22 июня 1941 года находился на рейде Риги. Участвовал в обороне Таллина: с 22 по 27 августа произвел 36 стрельб по войскам противника, в ответ по кораблю выпущено до 500 снарядов и сброшено 326 бомб немецкой авиацией. На рейде Таллина крейсер получил одно попадание немецкого крупного снаряда в корму, погибло 9 членов экипажа, 30 получили ранения. В знаменитом отходе Балтийского флота из Таллинна шел, как флагман отряда главных сил. На крейсере эвакуировались Военный совет КБФ, члены правительства Эстонии, ценности эстонского государственного банка и Краснознаменное знамя Балтийского флота.

    7. Гвардейский эскадренный миноносец "Гремящий"

    "Гремящий" был заложенный 23 июля 1936 года. Через три года вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота, а через несколько месяцев в паре с эскадренным миноносцем "Сокрушительный" по Беломорско-Балтийскому каналу совершил переход из Кронштадта в Полярное.Эсминец выполнил 90 боевых заданий командования, пройдя в боях и походах 59 850 миль, отразил 112 налетов вражеской авиации, уничтожив 14 и повредив 23 самолета. 11 раз поддерживал фланги Красной Армии и десанты Северного флота артиллерийским огнем. Обеспечил переходы 39 союзных и 24 отечественных конвоев, трижды совместно с другими кораблями действовал на морских коммуникациях противника, потопил одну и повредил две подводные лодки. В апреле 1956 года эсминец был разоружен и переведен в класс опытовых кораблей, а еще через два года исключен из Военно-Морского Флота. Эсминец имел водоизмещение 2380 тонн, длину 112,9 метров, ширину 10,2 метра, осадку 4 метра. Был вооружен четырьмя 130-миллиметровыми орудиями и другой арлиллерией, двумя 3-трубными торпедными аппаратами. Та же имел 2 бомбомета и 2 параван-трала. Принимал на борт 56 мин, 30 больших и 24 малых глубинных бомбы. Экипаж 246 человек.

    8. Флагман современного флота

    Сейчас флагманом Балтийского флота является эсминец "Настойчивый". Он был спущен на воду 19 января 1991 года. Его длина составляет 156 метров. Скорость эсминца - 62 км/ч. Экипаж - 296 человек. В автономном плавании он может находиться 30 суток.
    Корабль вооружен 2 спаренными артиллерийскими установками АК-130/54, шестиствольными артиллерийскими установками АК-630, пусковыми установками противокорабельных крылатых ракет П-270 "Москит", двумя зенитно-ракетными комплексами "Ураган", двумя шестиствольными реактивными бомбометными установками РБУ-1000, двумя сдвоенными торпедными аппаратами. На борту располагается один вертолет "Ка-27".

    9. Эсминец "Беспокойный"

    Эсминец БФ "Беспокойный" проекта 956 - многоцелевой боевой быстроходный маневренный корабль, предназначенный для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами), и кораблями противника, охраны и обороны соединений кораблей. Используется также для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений. Был заложен 8 апреля 1987 года, в состав Балтийского флота вошел 11 февраля 1992 года. Водоизмещение 6600 тонн, длина, 156,5 метров, ширина 17,2 метра и осадка 5,96 метра. Имеет на вооружении 8 уникальных противокорабельных ракет типа "Москит", две пусковые установки зенитных ракет "Штиль", 130-мм двухорудийный универсальный артиллерийский комплекс. Эсминец может нести на борту палубный вертолет Ка-27 в противолодочном и спасательном вариантах.

    10. В память о героическом предке

    Одним из главных кораблей современного Балтийского флота является корвет "Стерегущий". Он был спущен на воду 16 мая 2006 года и введен в состав Балтийского флота 28 февраля 2008 года. Имеет водоизмещение 1800 тонн. Наибольшая длина - 104,5 метра, ширина 13 метров, осадка 7,95 метра. В экипаж входят 95 человек. Корабль вооружен артиллерийскими установками, крылатыми ракетами типа "Уран", несет на своем борту вертолет. "Стерегущий" назван в честь знаменитого эскадренного миноносца "Стерегущий", который 10 марта (26 февраля) 1904 года во время русско-японской войны принял неравный бой с японской эскадрой. Чтобы миноносец не достался врагу, матросы сами затопили корабль, повторив подвиг "Варяга".

    Поделиться