02.02.2014 14:59
    Поделиться

    Шесть воспоминаний о самом загадочном большевике Михаиле Фрунзе

    2 февраля в городе Пишпек (сейчас Бишкек, столица Киргизии) Семиреченской области в семье фельдшера молдаванина, служившего в Туркестане, и воронежской крестьянки родился Михаил Фрунзе, ставший впоследствии знаменитым большевиком, революционером, советским государственным и военным деятелем, одним из крупнейших военачальников Красной Армии.

    Именно его отправили подавлять восстания Колчака и Врангеля.

    Но, даже когда Фрунзе затмил собой Троцкого в военном руководстве страны, он не стал членом сталинской группировки, оставаясь загадочной и необычной фигурой в партийных верхах. Возможно, эта его независимость и стала причиной смерти. Как известно, Фрунзе умер во время операции по удалению язвы желудка в Боткинской больнице.

    По официальной версии, Михаила Васильевича обрекли на смерть скрытые патологии, проявившиеся в ходе операции. В частности, больное сердце, увеличенный зоб. Роковым же стал застарелый перитонит, вызвавший после операции острое гнойное воспаление брюшины, что спровоцировало повышенную нагрузку на сердце и его остановку. Ни перитонит, ни врожденное сужение сердечных артерий и аорты заранее обнаружить медицина того времени не могла. Спасти Фрунзе могли только антибиотики, но их тогда не было.

    Однако сразу же после смерти Фрунзе появилась версия, что комдива убили по приказу Сталина. Масла в огонь подлила "Повесть непогашенной луны" Бориса Пильняка, в которой легендарный командарм Гаврилов гибнет в результате неудачной операции, сделанной по настоянию некоего "человека с усами". Современники сразу же опознали в первом Михаила Фрунзе, а во втором - Сталина. Политбюро признало повесть "контрреволюционным и клеветническим выпадом". Весь тираж 5-го номера "Нового мира" за 1926 год с этой публикацией конфисковали. Сам Пильняк, несмотря на покаянное письмо, был расстрелян 21 апреля 1938 года.

    Тайна смерти бравого командира до их пор не разгадана.

    Но как же при жизни об этом выдающемся человеке отзывались современники?

    1. В августе 1918 года Фрунзе стал военным комиссаром Ярославского военного округа, включавшего восемь губерний. Необходимо было восстанавливать округ после недавнего восстания в Ярославле, требовалось в сжатые сроки формировать стрелковые дивизии для Красной армии. Здесь началось сотрудничество Фрунзе с бывшим начальником Генштаба генерал-майором Федором Новицким, участником Первой мировой и Гражданской войн. Сотрудничество продолжилось и с переводом Фрунзе на Восточный фронт.

    По мнению Новицкого, Фрунзе обладал удивительной способностью быстро разбираться в самых сложных и новых для него вопросах, отделять в них существенное от второстепенного и затем распределять работу между исполнителями сообразно со способностями каждого. "Он умел и подбирать людей, как бы чутьем угадывая, кто на что способен",- писал в воспоминаниях генерал.

    2. А вот Лев Троцкий придерживался диаметрально противоположной точки зрения. Он считал, что Фрунзе "увлекали абстрактные схемы, он плохо разбирался в людях и легко подпадал под влияние специалистов, преимущественно второстепенных".

    Впрочем, Троцкий вряд ли мог объективно писать о Фрунзе. В 1922 году между тройкой Сталин - Зиновьев - Каменев и Троцким развернулась острая внутрипартийная борьба. Тройка стремилась отстранить Троцкого от руководства военными делами. Сделать это было непросто, так как Троцкий обладал огромным авторитетом в Красной армии. В качестве противовеса ему подобрали такого же авторитетного полководца - Михаила Фрунзе. Затея удалась. 14 января 1924 года была создана партийная комиссия для обследования состояния Красной армии. Фрунзе уже как член ЦК был включен в состав этой комиссии. 11 марта без согласия Троцкого Фрунзе был назначен заместителем председателя РВС СССР (Реввоенсовета) и народного комиссара по военным и морским делам, а затем начальником штаба Красной армии. 25 января 1925 года Фрунзе сменил Троцкого на посту наркомвоенмора и председателя РВС.

    3. До этого - в 1920 году - был еще Южный фронт, где Фрунзе взял Перекоп и разгромил Врангеля. Ленин, оценивая операцию по разгрому врангелевских войск, говорил на VIII Всероссийском съезде Советов: "Одна из самых блестящих страниц в истории Красной Армии - есть та полная, решительная и замечательно быстрая победа, которая одержана над Врангелем". Это была оценка и военной деятельности самого Фрунзе.

    4. В 1925 году Семен Буденный писал о Фрунзе: "Впервые я увидел Михаила Васильевича в 1917 в Минске, когда он был членом фронтового комитета и одновременно начальником гражданской милиции. Уже в то время нужно было его только увидеть выступающим на митинге, чтобы узнать славного борца за дело трудящихся".

    5. Современники вспоминают, что Фрунзе при всей своей отваге, был крайне мягким человеком. Тем же врангелевским войскам он позволил свободно покинуть Крым. И, как мягкий и порядочный человек, он был плохим политиком. Не случайно Вячеслав Молотов впоследствии отмечал, что Фрунзе для большевиков не был в полной мере своим. Обладая особым чувством ответственности, он был скорее талантливым исполнителем распоряжений сверху, чем вождем .

    6. Жена генерала Алексея Брусилова 6 ноября 1925 года написала в дневнике: "Мне хочется записать для памяти несколько подробностей об умершем Михаиле Васильевиче. Издали, со стороны, по слухам я знаю, какой несчастный это был человек, и кажется мне, что он подлежит совсем иной оценке, чем другие его "товарищи" по сумасшедшим и преступным политическим бредням. Мне очевидно, что возмездие, карма ярко выявилась на его судьбе. Год назад его любимая девочка, кажется, единственная дочь, по детской неосторожности выколола ножницами себе глаз. Ее возили в Берлин для операции и еле-еле спасли второй глаз, едва не ослепла окончательно. Отец и мать были сильно потрясены этим случаем. Когда мы вернулись в июле из-за границы, нам рассказывали, что Фрунзе сильно болеет и что ему очень повредили ушибы, полученные при автомобильной катастрофе. Это было на шоссе около санатория "Узкое". Он вылетел и со всего размаха ударился о телеграфный столб. Многие подозревали злой умысел в этой катастрофе. С тех пор он не поправлялся. Жил долго в Крыму, так как жена его в чахотке и севера даже летом не переносит. Его одного только недавно привезли в Москву и после ряда консилиумов решили делать операцию. Мы слышали, что в этом решении был нажим от кого-то из властей. Судя по официальным бюллетеням, выпотрошили его настолько основательно, что, конечно, жить он не мог. А между тем, мы видели нескольких врачей, которые утверждают, что без операции он еще мог бы жить долго. Конечно, на очень строгой диете и при соблюдении некоторых врачебных условий. Когда он умер, то выписали несчастную больную жену, и вчера на похоронах, говорят, она ни идти, ни стоять не могла и ее несли на носилках. Какой ужас. Какая трагедия..."

    Поделиться