Пять уникальных советских МБР, принятых на вооружение в 60-х

2 февраля 1961 года состоялся первый полет советской межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-16. Это первая в мире МБР с двигателями на высококипящем хранимом топливе и первая в СССР с автономной системой управления.

1960-е стали важным этапом развития советского ракетостроения. В этот период произошел переход от МБР первого поколения ко второму, появились первые твердотопливные ракеты, завершались разработки разделяющихся в полете ядерных боезарядов.

"РГ" выбрала пять уникальных в своем роде МБР 60-х, сыгравших важную роль в развитии отрасли и обеспечении ядерной безопасности нашей страны (расположены в порядке возрастания мощности боезаряда, в скобках - название по классификации НАТО).

РТ-2 (SS-13 Savage)

Комплекс РТ-2 стал первым разработанным в СССР с твердотопливной межконтинентальной ракетой. Кроме того, это последняя МБР, созданная под руководством Сергея Королева - великий конструктор умер за полтора месяца до успешного полета РТ-2 с полигона Капустин Яр.

Hаиболее сложной была проблема разработки твердого смесевого топлива и создания топливных зарядов, пишет в своей книге "Межконтинентальные баллистические ракеты СССР и России" Михаил Первов. Эта смесь содержит более десяти компонентов, чьи пропорции надо было четко рассчитать. А огромных, диаметром 1,5 и длиной около 10 метров зарядов в СССР тогда вообще не изготовляли, перед учеными стояла масса вопросов. В частности, температура горения твердой смеси достигает 3,5 тысячи градусов, как сохранить целостность корпуса ракеты? Для решения этой и других проблем и серийного выпуска зарядов пришлось в кратчайшие сроки создать целую сеть химических заводов.

Однако, решив главную задачу по созданию твердотопливной МБР, конструкторы несколько упустили из виду другие характеристики. Ракета получилось очень тяжелой, и при этом имела весьма небольшую головную часть (ГЧ), а значит - небольшой боезаряд. Аналогичная ракета США "Минитмен-2" была на 18 тонн легче и несла в 2,5 раза более мощный ядерный боезаряд. Из-за этого на дежурство встали только 60 комплексов РТ-2 (в районе города Йошкар-Олы), а уже в 1968 году началась разработка модернизированного варианта комплекса, оснащенного средствами преодоления систем ПРО, а также усовершенствованной системой управления.

Мощность боевого блока:   750 килотонн

Максимальная дальность: 9400 километров

Время подготовки к пуску:  3-5 минут

Принята на вооружение:     18 декабря 1968 г.

УР-100 (SS-11 Sego)

Ракета легкого класса УР-100 создавалась как средство быстрого и относительно недорогого наращивания численности группировки МБР СССР и обеспечения количественного паритета с группировкой МБР США

Ракета могла оснащаться головной частью одного из двух типов: легкой для стрельбы на межконтинентальную дальность и тяжелой для стрельбы на среднюю дальность. Как утверждают авторы книги "Стратегическое ядерное вооружение России" (под редакцией П. Л. Подвига), при мощности заряда 1,1 мегатонны и сравнительно невысокой точности - круговое вероятное отклонение (КВО) составляло 1,4 километра, ракета могла быть использована только против слабозащищенных целей.

По словам Михаила Первова, главной особенностью УР-100 являлось ее постоянное содержание в наглухо закрытом транспортно-пусковом контейнере, где она проводила всю свою жизнь. Там поддерживались постоянные температура, давление, влажность воздуха и другие параметры. В шахте контейнер висел на амортизаторах, обеспечивая дополнительную защиту ракеты от ядерного нападения противника. Сейсмический удар принимали на себя сама железобетонная шахта и контейнер. Ракета сохраняла боеспособность даже после атомного взрыва, произведенного в непосредственной близости. Стартовала УР-100 из контейнера, который до самого последнего момента расставания защищал ее от высокой температуры газовой струи работающих двигателей.

Ракета УР-100 стала самой массовой из всех принятых на вооружение МБР. С 1966 по 1972 годы было развернуто 990 пусковых установок этих ракет. Кроме того, в последствии "сотка" пережил несколько этапов модернизации.

Мощность боевого блока:   1,1 мегатонны

Максимальная дальность: 11000 километров

Время подготовки к пуску:   несколько минут

Принята на вооружение:      21 июля 1967 г.

Р-16 (SS-7 Saddler)

Р-16, несмотря на свои уникальные для начала 1960-х характеристики, вошла в историю прежде всего как участница крупнейшей катастрофы в мировом ракетостроении.

Первый пуск ракеты в рамках летных испытаний должен был состояться 24 октября 1960 года. После заправки Р-16 топливом была обнаружена неисправность в электросхеме. Но вместо того, чтобы слить топливо, снять ракету со старта и провести ремонт, как того требовала инструкция, работы решили проводить прямо на пусковом комплексе. Р-16 спешили запустить до праздника 7 ноября.

В результате, когда ракету обступили более ста человек, бортовая автоматика произвела запуск второй ступени. Сноп пламени из двигателя ударил в заполненные баки первой ступени, мгновенно разрушив их. Более ста тонн ядовитого, быстровоспламеняющегося топлива вылилось на землю. Начался невиданный пожар и мощный взрыв.

Сведения о катастрофе были засекречены долгие годы, до сих пор в разных источниках отличаются сведения о количестве погибших - от 72 до 150 человек. Как пишет Михаил Первов, на стартовой площадке и в госпитале тогда погибли 126 человек, в том числе главнокомандующий РВСH Митрофан Hеделин. Чудом уцелел главный конструктор Янгель. За несколько минут до взрыва он отошел в бункер на перекур.

Летные испытания возобновили лишь 2 февраля, они успешно завершились в конце 1961 года. Конструкторам впервые удалось добиться приемлемой точности стрельбы при отсутствии радиокоррекции. Неприятельские "глушилки" уже не могли сбить с толку автономную систему управления.

Чуть позже была принята на вооружение Р-16У - унифицированная для наземного и шахтного способа базирования. Ракетами оснастили специально разработанные шахтные пусковые установки (ШПУ) группового старта "Шексна-В". Они представляли собой три пусковых "стакана" с подземными командным пунктом и хранилищем топлива. В 1963 году первые полки первых отечественных шахтных МБР были поставлены на боевое дежурство (см. "Стратегические ракетные комплексы наземного базирования", Гудович А.Б.).

Мощность боевого блока:    5 мегатонн

Максимальная дальность: 13000 километров

Время подготовки к пуску:   от нескольких часов до нескольких десятков минут в зависимости от степени готовности

Принята на вооружение:      20 октября 1961 г.

Р-9А (SS-8 Sasin)

Межконтинентальная ракета Р-9 стала последней из принятых на вооружение на криогенном топливе. И вместе с этим - самой малосерийной разработкой 60-х из поставленных на дежурство, на которой закончилась эпоха МБР первого поколения.

Особенностью Р-9 было применение кислорода, переохлажденного до температуры -186 градусов. Также конструкторам удалось создать специальные хранилища на стартовых комплексах, в которых потери кислорода на испарение составляли всего два-три процента в год (см. "Стратегическое ядерное вооружение России"), а также системы скоростной заправки, что было невиданным успехом.

Как отмечает Михаил Первов, по боевым характеристикам "девятка" превосходила американскую кислородно-керосиновую "Титан-1", но уступала по времени подготовки к пуску первой в мире твердотопливной МБР "Минитмен-IA". Количество дежуривших "девяток" по сравнению с другими МБР было невелико и никогда не превышало 30 единиц. Ракета показала, что боевые возможности кислородно-керосиновых МБР исчерпаны, надо искать другие пути - либо высококипящее, либо твердое топливо.

Мощность боевого блока:    5 мегатонн

Максимальная дальность: 12500 километров

Время подготовки к пуску:   8-10 минут (ШПУ "Десна-В”), 20 минут (ШПУ "Долина”)

Принята на вооружение:      21 июля 1965 г.

Р-36 (SS-9 Scarp)

Р-36 создавалась специально для поражения МБР США и стала первой советской ракетой тяжелого класса. Особое внимание уделялось возможности преодоления противоракетной обороны. В связи с этим ракета создавалась в двух вариантах - обычной баллистической с повышенной точностью, мощным боезарядом и комплексом средств преодоления ПРО и орбитальной ракеты, которая выводила бы боезаряд на низкую околоземную орбиту и атаковала бы цель с незащищенного направления ("Стратегическое ядерное вооружение России").

Для баллистического варианта Р-36 (8К67) были разработаны две моноблочные головные части, более тяжелая из которых имела тротиловый эквивалент 10 мегатонн - самый мощный из принятых в 1960-х на вооружение ядерных боезарядов. Сочетание высокой по тем временам точности и мощного боезаряда сделало ракету Р-36 первым советским ракетным комплексом, способным представлять реальную угрозу МБР США.

В орбитальном варианте (8К69) ракета оснащалась орбитальной головной частью (ОГЧ), которая помимо боезаряда содержала систему управления и тормозную двигательную установку для обеспечения стабилизации ОГЧ на орбите и ее спуска с орбиты.

А позже на базе Р-36 была создана модификация, впервые оснащенная разделяющимися ядерными зарядами.

Мощность боевого блока:  10 мегатонн

Максимальная дальность: Р-36 (8К67) 12000 километровР-36 (8К69) 40000 километров

Время подготовки к пуску:  5 минут

Принята на вооружение:     Р-36 (8К67) 21 июля 1967 г.Р-36 (8К69) 19 ноября 1968 г.