Москва ужесточает контроль за нелегальной миграцией

По данным социологов, 64% москвичей больше всего из городских проблем волнует обилие приезжих иностранцев. В ходе выборов мэра Сергей Собянин пообещал, что сделает все для того, чтобы снять эту напряженность. То есть рабочие места в столице в первую очередь будут получать москвичи, а те, что останутся свободными, пусть и мигранты, но те, о которых власти знают, когда они въехали в столицу, чем заняты, где живут.

"Важно, чтобы 2014 год стал переломным, чтобы в Москве появилось ощущение, что в городе надо соблюдать общественный порядок, законность и его традиции", - подтвердил градоначальник на недавней коллегии ГУ МВД России по Москве позицию столичного правительства. Что же реально для этого делается? Об этом корреспондент "РГ" беседует с начальником Управления Федеральной миграционной службы по Москве Ольгой Кирилловой.

90 и ни днем больше

Ольга Евгеньевна, в Москве много разговоров об ужесточении миграционной политики. Какие главные новшества вступили в силу в этом году?

Ольга Кириллова: У нас каждый год начинается с новшеств. В прошлом январе, например, запустили дактилоскопическую регистрацию всех иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность в Москве. Благодаря этому пальчики всех 450 тысяч человек, прибывших за 2013 год к нам на работу легально, теперь имеются в нашей базе данных. До этого дактилоскопическую регистрацию проходили только нарушители административного законодательства. Пополнение базы помогло полиции повысить раскрываемость преступлений. И теперь она предлагает следующий шаг: сделать дактилоскопическую экспертизу обязательной для всех без исключения иностранцев. Мы идею поддерживаем. Для многих стран мира это обычная практика. Например, недавно я была в Саудовской Аравии. Еще в аэропорту у меня сфотографировали сетчатку глаза. Так поступают с каждым, несмотря на цель въезда. Если у нас появится федеральный закон, такую норму сможет ввести и Москва.

Главное новшество этого года - вступление в стране в силу закона, в соответствии с которым мигрант из стран СНГ может находиться в России 90 суток, но не более чем раз в полгода. А на 91-е сутки он будет находиться уже незаконно. Тем самым мы приблизили ближнее зарубежье к дальнему. Вернуться же в Москву он теперь может по истечении еще 90 дней. Те, кто задержатся в гостях на более долгий срок, автоматически попадут в разряд нарушителей.

Так ведь и раньше можно было в Москве пробыть 90 дней...

Ольга Кириллова: Да. И в те же сутки, или дня через два-три, лишь получив отметку на границе, вернуться обратно в Москву. Что и делало большинство мигрантов, работающих в частном секторе. Няни, гувернантки, домработницы, садовники... Скатаются туда-обратно и начинают отсчет новых 90 дней. Потому и началась истерика, что привычный ход мы перекрыли. В УФМС сейчас звонят не только сами мигранты, но и москвичи, у которых работает такой домашний персонал. Спрашивают, можно ли оформить все по закону, чтобы не было вопросов.

А если кто-то попытается вернуться не через 90 дней, а раньше?

Ольга Кириллова: Его не пустят на границе, так как вся информация имеется в базе данных. Начиная с прошлого года въезд в Россию закрывается не только для тех, кто совершил два и более пусть даже административных нарушения (скажем, перешел дорогу в неположенном месте или поставил машину под знак "стоянка запрещена"), но и для всех, кто нарушает сроки пребывания. Причем закрыть въезд могут на три, пять, а теперь и на десять лет.

До истечения запрета нельзя въехать ни на каких условиях?

Ольга Кириллова: Нельзя. Еще и штраф придется заплатить. До нынешнего года он был небольшим - 3-5 тысяч рублей, а с нового года для Москвы, Подмосковья, Санкт- Петербурга и Ленинградской области увеличен до 7 тысяч рублей с безальтернативным выдворением за пределы РФ.

Ну хорошо, а если человек не уедет через 90 дней?

Ольга Кириллова: Его ждет выдворение и запрет на въезд в будущем.

Такие строгости введены по всей России?

Ольга Кириллова: Нет. Безальтернативное выдворение введено только в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. То есть регионах, наиболее притягательных для трудовых мигрантов. Эта норма вступила в силу с 1 августа прошлого года. Но результат уже налицо: если за весь 2012 год из Москвы было выдворено 8900 граждан, то за 12 месяцев 2013-го - 28,5 тысячи, то есть втрое больше. Да еще почти для 80 тысяч наложен запрет на въезд.

Известны случаи, когда трудовые мигранты узнают, что они стали невъездными в Россию, уже на пути в Москву. Почему не сделать данную информацию общедоступной, чтобы прежде чем собираться в дорогу, человек посмотрел, нет ли препятствий для его трудоустройства?

Ольга Кириллова: Список таких лиц на сайте ФМС России есть, и руководитель службы Константин Олегович Ромодановский требует, чтобы он своевременно обновлялся. Но огрехи, к сожалению, случаются, срабатывает человеческий фактор. Например, инспектор может допустить ошибку на одну букву в фамилии, и потенциальный мигрант уже не увидит себя в базе. Мы ставим перед собой задачу актуализировать и сделать базу данных Москвы на 100 процентов достоверной в текущем году. В любом случае каждый иностранец должен знать, что где бы ни был наложен ему запрет на въезд в Россию - в Подмосковье или Хабаровском крае, с этого момента граница для него закрыта на всем протяжении.

Число мигрантов, подвергающихся высылке, выросло, а условия их содержания прежние...

Ольга Кириллова: Поэтому, встречая 2014 год, я под елочкой загадала два желания. Первое - открыть еще один центр временного содержания мигрантов - тысячи на две мест, сейчас у нас он всего на 400 мест. Скорей всего, они будут в Новой Москве. Где именно, пока говорить не буду - опасаюсь, что экстремисты в очередной раз накрутят жителей близлежащих сел страшилками, как опасно такое соседство. На самом же деле это охраняемая территория, откуда никто никуда не бежит. И содержатся там нарушители миграционного режима, а не преступники. Надеюсь, что за 2014 год по крайней мере заложим строительство нового центра. Нужен и еще один центр - для оформления разрешений трудовым мигрантам. Что-то вроде МФЦ, только не для россиян, а для иностранцев, которые будут получать все услуги в одном месте. Встать на миграционный учет, пройти медкомиссию, узнать, где какие есть вакансии, подать документы на получение патента и т.д.

Резиновых квартир становится меньше

На последнем заседании коллегии ГУ МВД России по Москве Собянин отметил еще одно важное новшество: в прошлом году впервые возбуждены сотни уголовных дел не только против самих мигрантов, но и организаторов этого бизнеса. В том числе и тех, кто превращает свое жилье в "резиновые квартиры". На коллегии называлась и цифра: за год выявлено 390 таких квартир...

Ольга Кириллова: Ну, это не наша заслуга, а полиции. Мы с ее подразделениями делимся разве что информацией где, по какому адресу поставлено на миграционный учет большое количество людей. Наши базы данных теперь автоматически показывают такую информацию. В рабочем порядке мы передаем ее, и полицейские разбираются с каждым случаем.

А сколько в городе еще имеется резиновых квартир?

Ольга Кириллова: В начале прошлого года было 1700, к декабрю осталось 1200.

Но ведь порой москвичи владельцами таких квартир становятся поневоле: живет, например, старушка, и вдруг узнает, что, оказывается, на ее жилплощади прописаны 20 молодцев кавказской национальности...

Ольга Кириллова: Бабушка может и действительно ни о чем не подозревать, но есть у нее внучок. Берет он паспорт бабули и отправляется на почту ставить на миграционный учет иностранных граждан, чтобы подзаработать. Или кто-то паспорт потерял, а недобросовестный человек им воспользовался. И в первом, и во втором случаях следует сразу же заявить о происшедшем, и постановка на миграционный учет без воли хозяина будет признана незаконной.

Патент не только для няни

А есть легальный способ остаться в Москве на более длительное время? К примеру, человек нашел хорошую работу. Что же ему мотаться туда-сюда?

Ольга Кириллова: Ради бога, пусть работает. При условии, если есть разрешение на трудовую деятельность, или патент. Оформление разрешения - забота фирмы-работодателя, а приобретение патента - самого иностранца.

На какой срок выдается патент? И по карману ли людям, которые явно не миллионеры?

Ольга Кириллова: Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Его можно продлить до года, при этом действующим он считается на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в сумме 1216 рублей. Никаких трудностей это никому не составляет. Все довольны. Москва - тем, что владельцы патентов у нее на учете и платят налоги, иностранцы - тем, что можно не опасаться встречи с полицейским. 230 тысяч трудовых мигрантов за прошлый год уже убедились в этом на своем опыте. Но пока патенты имеют только физические лица. Недавно президент России и правительство РФ дали поручение ФМС России разработать патент и для юридических лиц.

То есть у разрешения на работу, которое оформляет работодатель, появляется альтернатива? Вы полагаете, она будет пользоваться спросом?

Ольга Кириллова: Ни на минуту в этом не сомневаюсь. Ведь в соответствии с квотами на привлечение иностранной рабочей силы разрешения на работу смогли получить в прошлом году только 214 тысяч трудовых мигрантов, в то время как столичные организации подавали заявки на 1,5 миллиона. Те, кому квот не дали, и пользуются чаще всего трудом нелегалов. Таким образом, обкрадывается бюджет города, в который никто ничего не платит. Проигрывают и сами мигранты, им часто не платят вовремя зарплату, селят в подвалах, мусорных контейнерах и т.д., вызывая их ненависть ко всем москвичам, создавших для них нечеловеческие условия.

А что изменит появление патента для юридических лиц?

Ольга Кириллова: Станет прозрачной занятость большей части трудовых мигрантов, используемых в городском хозяйстве. И наша служба, и полиция будут знать, где кого из них искать, с кого спросить за нарушение их прав.

Кто будет платить за этот патент, и сколько он стоить?

Ольга Кириллова: Эти вопросы еще в процессе разработки. Пока могу сказать лишь, что стоимость будет устанавливать правительство Москвы - это решение отдано на откуп субъектам РФ. Но очевидно, что в столице патент будет дороже, чем в других регионах страны.

Кстати

Только за последний месяц на портал "Наш город" поступило 433 сообщения москвичей о месте проживания нелегальных мигрантов в их подъезде, на чердаках и подвалах. Об этом сообщила на оперативном совещании в правительстве Москвы в минувшую пятницу заммэра Анастасия Ракова. Она отметила, что большая часть этих обращений оперативно проверены правоохранительными органами и службой УФМС, в основном они подтвердились и по ним приняты меры. "Проверять надо все. Если люди увидят, что портал - действенный канал и меры по их обращениям оперативно принимаются, мы будем лучше знать, что происходит в городе", - потребовал мэр Москвы Сергей Собянин.

В вашем доме тоже появился нежелательный сосед? Сообщайте по адресу: www.gorod.mos.ru

Справка "РГ"

Для того чтобы получить патент в Москве, иностранному гражданину необходимо написать заявление с просьбой о его выдаче, предъявить паспорт, миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде в Россию, миграционный учет, а также подтверждение об уплате авансового платежа в размере 1216 рублей. Представить все эти документы требуется в окружное управление УФМС по Москве. Готовый патент выдается в течение 10 рабочих дней с подачи заявления. У вас есть еще вопросы? Ответы на них поможете получить на сайте ведомства: WWW.FMSMOSCOW.RU