На динамику повлияли два негативных фактора. Во-первых, экономическая стагнация, что привело к снижению поступлений налога на прибыль организаций на 15%. Во-вторых, федеральная помощь (трансферты) бюджетам регионов сократилась на 7%. Минимальный рост доходов бюджетов был обеспечен увеличением поступлений налога на доходы физических лиц и акцизов - на 11%, а также налога на имущество - на 16%. В результате главным доходным источником, в том числе почти во всех развитых регионах, стал НДФЛ, его доля достигла 29% доходов бюджетов, а доля налога на прибыль сократилась до 22%. Налог на имущество в основном платит бизнес, из-за повышения ставок доля этого налога выросла до 12% доходов бюджетов регионов, а в нефтегазодобывающих автономных округах - до 25-37%.
Несмотря на стагнацию доходов, расходы консолидированных бюджетов регионов выросли за тот же период на 5%. Быстрее всего росли расходы на образование - на 14%, здравоохранение - на 12% (суммарно бюджеты регионов и территориальные фонды обязательного медицинского страхования) и культуру - на 10%. Регионам пришлось выполнять указы президента по повышению заработной платы работникам социальной сферы. При этом дополнительные расходы регионов были только частично компенсированы трансфертами из федерального бюджета на эти цели.
Несмотря на бюджетные проблемы, на 8% увеличились расходы на национальную экономику, в основном на развитие инфраструктуры. Власти регионов понимают, что без развития инфраструктуры инвесторы не придут, поэтому расходы по этой статье сократили только 13 регионов из 83, сильнее всего - завершившие подготовку масштабных мероприятий Приморский край и Татарстан, а также некоторые слаборазвитые республики. Минимально росли расходы бюджетов на социальную защиту населения - на 1%, а выплаты пособий даже сократились.
Суммарно социальные расходы (образование, здравоохранение, социальная политика, культура, физкультура и спорт) составили 63,5% расходов консолидированных бюджетов регионов в январе-октябре 2013 г., а в четверти субъектов РФ достигли 70-73%. В этой группе не только менее развитые регионы, доля социальных расходов превысила 70% в Пермском крае, Свердловской, Челябинской, Иркутской и Московской областях. Рост социальных обязательств заставит и дальше повышать долю социальных расходов, поэтому большинство российских регионов вряд ли смогут инвестировать в развитие инфраструктуры для повышения своей инвестиционной привлекательности.
Превышение расходов над доходами привело к дефициту бюджетов большинства регионов. В целом по стране такой проблемы, казалось бы, нет: по данным Федерального казначейства, суммарный профицит за январь-октябрь 2013 года составил 86 млрд руб. (1,3% от всех доходов консолидированных бюджетов регионов). Но это чистая арифметика, общий профицит обеспечили десяток субъектов РФ, прежде всего Москва (70 млрд руб.), Московская область и С.-Петербург (54-55 млрд руб.), в меньших объемах - Татарстан, Сахалинская, Ленинградская области и Чечня (по 7-13 млрд руб.). Бюджеты 60% регионов дефицитны. Критическая ситуация в Чукотском АО, где расходы больше доходов на 85%. Дефицит от 20 до 10% имеют Новгородская область, республики Хакасия, Карелия, Удмуртия и Коми, Краснодарский и Красноярский края, Смоленская и Кемеровская области.
Для покрытия разрыва между доходами и расходами пришлось наращивать долги. Суммарный долг регионов и муниципалитетов на 1 декабря 2013 года (1,74 трлн руб.) уже больше годового объема трансфертов из федерального бюджета. Он достиг 27% от собственных (налоговых и неналоговых) доходов консолидированных бюджетов регионов за 2012 год и непрерывно растет. Более чем в 2/3 регионов соотношение долга и собственных доходов консолидированного бюджета хуже среднероссийского, в трети регионов оно превышает 50% собственных доходов, а максимальная долговая нагрузка - в Республике Мордовия и Чукотском АО. Многочисленные регионы с дефицитом бюджета стоят в очереди за бюджетными кредитами минфина, объем которых удвоился относительно запланированного, но этого все равно недостаточно. Риски дестабилизации бюджетной системы регионов нарастают.
Вообще прошедший год был непростым, в России началась экономическая стагнация. Промышленное производство за январь-ноябрь имело нулевую динамику, у 30 регионов из 83 отмечался спад производства, среди них федеральные города, а также Ярославская, Ленинградская, Оренбургская, Томская области и др. Из развитых индустриальных регионов значительные темпы роста (более 5%) показали только Иркутская, Калужская, Московская, Нижегородская, Воронежская области, Красноярский край и Ямало-Ненецкий АО.
Инвестиции сократились в половине регионов страны. Самый сильный спад отмечался в Сибирском (-10%), Северо-Западном (-24%) и Дальневосточном (-25%) федеральных округах, а максимальный рост (13%) показал Южный федеральный округ.
Наблюдались две позитивные тенденции - высокие темпы роста жилищного строительства (на 12%) благодаря ипотечным кредитам и самый низкий за весь постсоветский период уровень безработицы (5,4% по методологии МОТ). Только в некоторых восточных регионах (Забайкальский край, Иркутская область, Еврейская автономная область) он остается повышенным.
Если существенного роста экономики и доходов бюджетов в 2014 г. не произойдет, то власти регионов окажутся перед жестким выбором: или резать все несоциальные расходы по максимуму, или сокращать количество бюджетных учреждений социальной сферы и численности занятых в них. Между этими крайностями каждому региону придется искать свою "золотую середину".