Сергей Филин: Большой театр выполняет планы, поставленные государством

Да. Бывают чудеса. Художественный руководитель балета Большого театра Сергей Филин дает мне это интервью перед тем, как отправиться смотреть невероятное природное явление. Но об этом чуть позже.

Сергей, перед вашим отъездом с группой солистов на гастроли в Норвегию, прошло первое заседание художественного совета Большого театра.

Сергей Филин: Когда со мной произошел несчастный случай, Анатолий Иксанов впервые принял решение создать худсовет, чтобы как-то помочь балетной труппе в сложившейся ситуации. Тогда в него вошло лишь несколько педагогов-репетиторов, имеющих, скажем так, рычаги влияния в определенных областях балета. Пока я лечился в Германии, худсовет оказывал серьезную поддержку и помощь. Мы проводили совещания по скайпу, обсуждая все вопросы, чтобы все шло по ранее намеченным планам.

В сегодняшней ситуации, когда я плотно приступил к работе, я обратился с предложением к Владимиру Урину не распускать художественный совет, а, наоборот, включить в него всех педагогов, которых около 30. Я предложил ему стать председателем этого худсовета, он согласится при условии, если заместителями будут Борис Акимов и я. Раз в два или три месяца этот худсовет будет встречаться в полном составе и мы будем обсуждать текущие планы, формирование репертуара, вопросы, касающиеся функционирования коллектива балета Большого театра.

Как отнеслись к этой идее педагоги-репетиторы Большого театра?

Сергей Филин: Я встречался с ними до издания приказа, спросив, как они к этому относятся, есть ли у них желание собираться вместе обсуждать нашу работу, и получил поддержку. Прошла первая встреча худсовета, которая была очень интересной. Педагоги очень активно на это отреагировали, задавая вопросы, которые обычно обсуждаются где-то в гримерках, но на сей раз это произошло в присутствии генерального директора Большого театра. Важно и правильно, что мы смогли выйти на диалог с гендиректором, смогли быть услышанными. Никаких секретов ни у кого друг от друга нет. Педагоги разных поколений должны чувствовать единство коллектива, не боясь высказаться, выпустить пар, глядя в глаза. Потому что благодаря этому пару, возможно, и удается добиваться результатов. Как было сказано гендиректором на первом худсовете: "результат у нас единый", и все, что мы обсуждаем, делается не из любопытства или частного желания, но ради успеха Большого театра.


Сергей Филин: Никаких секретов на худсовете ни у кого друг от друга нет. Фото: РИА Новости www.ria.ru

Солисты Большого театра во главе с Семеном Чудиным, Михаилом Лобухиным, Русланом Скворцовым, Кристиной Кретовой, Анной Никулиной, Ольгой Смирновой и другими впервые выступили в Норвегии на закрытии Международного фестиваля искусств "Северное сияние" в севернонорвежском городе Тромсё. Их триумф был отмечен и со стороны природы: вечером после первого гала-концерта небо, наконец, озарилось долгожданным северным сиянием... Насколько балетной труппе Большого театра было интересно выступить в маленьком норвежском городке?

Сергей Филин: Эти гастроли оказались важными не столько для Большого театра, сколько для Норвегии, для жителей Тромсё, куда на солистов Большого театра приехали посмотреть из разных уголков этой страны. У театра нет специальной программы, которая позволяла бы выступать на подобных международных фестивалях, но мы нашли возможность и время сделать маленький праздник этому городу. Мне кажется, все солисты, которым довелось выступить на маленькой сцене Дома культуры в Тромсё не пожалели о том, что прилетели сюда. Мы привыкли к традиционным выступлениям в больших театрах больших городов Европы и Америки, где к нам привыкла и публика, которую трудно чем-то удивить. Для норвежского зрителя это событие стало грандиозным.

Какое место уделяется гастрольной деятельности балетной труппы Большого театра?

Сергей Филин: Сегодня гастрольные поездки сведены к минимуму, хотя у нас огромное количество заявок из стран и городов, где нас хотели бы видеть. Нам приходится отказывать почти всем, мы выбираем только наших партнеров, друзей в Лондоне, Париже, Нью-Йорке. Оставлены только самые значимые традиционные гастроли, как, например, Вашингтон или большое турне по городам Японии, где публика нас не просто любит, а обожает.

А в России гастроли когда-нибудь планируются?

Сергей Филин: Гастрольные планы Большого театра связаны с большими турами и большими сценами, но не потому, что мы такие козырные и зажравшиеся. Просто сегодня у нас есть ряд обязательств - перед министерством культуры, перед генеральным директором: Большой театр должен выполнять планы, поставленные государством. Так, например, несколько дней назад состоялась прямая трансляция балета "Утраченные иллюзии" Ратманского в кинотеатры мира. Балет снимался еще и с целью выпуска DVD, хотя пока сложно сказать, станет ли это традицией. Мы даем порядка 560 спектаклей в год на всех сценах. Но эта цифра не включает в себя гастроли. Нужно очень постараться, чтобы найти возможность куда-то выехать.