Предлагаемые нововведения влекут за собой расширение практики применения концессионных соглашений. Например, в случае если потенциальный объект концессионного соглашения находится в собственности нескольких публично-правовых образований, то у них появляется возможность проведения совместных конкурсных процедур на заключение таких концессионных соглашений. По итогам совместного конкурса с каждым публично-правовым образованием заключается отдельное концессионное соглашение. Но при этом до объявления конкурса между публичными образованиями заключается соглашение о проведении совместной конкурсной процедуры.
Влияние на развитие концессионных механизмов даст возможность распространить механизм платы концедента концессионеру в отношении всего перечня объектов концессионного соглашения. "При подготовке законопроекта мы в целом отталкивались от практики реализации концессионных соглашений, - пояснил "РГБ" директор Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России Игорь Коваль. - Именно поэтому вводится плата концедента по концессионному соглашению для всех объектов (сейчас только для автодорог), прописана возможность проведения совместных конкурсов - это важно, например, для линейных объектов, расположенных в нескольких муниципалитетах".
Стоит отметить, что поправка, предусматривающая плату концедента, ограничивает возможность концессионера оказывать платные услуги. По мнению ряда экспертов, такое ограничение значительно снижает инвестиционную привлекательность тех сфер, в которых плата концедента может оказаться недостаточной, чтобы покрыть затраты инвестора, и где инвестор мог бы получать дополнительный рентный поток за счет оказания коммерческих услуг. Например, в сфере ЖКХ, социальной инфраструктуры и прочих.
По мнению председателя Комитета ТПП РФ по государственно-частному партнерству Павла Селезнева, целесообразно закрепить возможность платы концедента концессионеру, в том числе и для концессионных соглашений, предусматривающих оказание платных услуг со стороны концессионера, но при этом предусмотреть обязательную оценку эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств в таких проектах.
Другое важное изменение - это расширение перечня публично-правовых образований, которые могут выступать на стороне концедента. Игорь Коваль, комментируя "РГБ" данную инициативу, отметил: "Учитывая, что за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления закреплено около 110 объектов, а за подведомственными им учреждениями и предприятиями - порядка 49 тыс. объектов, вводится возможность вовлекать это имущество в концессионные соглашения, что существенно расширит потенциал применения концессии".
Важным новшеством станет расширение перечня возможных объектов концессионного соглашения за счет введения понятия "иное имущество". Если раньше перечень объектов был строго регламентирован и носил закрытый характер, то с принятием поправок возможность применения концессионных соглашений не будет ограничиваться объектами, прописанными в законе.
Еще одним нововведением, вызвавшим общественный резонанс, стала так называемая частная инициатива. Она подразумевает, что в случае если частный инвестор выступает инициатором проекта и этот проект соответствует требованиям и нуждам публичного заказчика, то проект публикуется в Интернете. Если в течение 30 дней с момента публикации не появляется других претендентов на участие в проекте, а инициатор, в свою очередь, соответствует прописанным в законе требованиям к концессионеру, то возникает возможность заключения концессионного соглашения без проведения конкурсной процедуры.
- Ряд стран, особенно в период развития механизма и формирования рынка, устанавливали такую возможность. Конечно, существуют риски, но эта норма в ряде случаев позволит сократить сроки заключения концессионного соглашения. Более того, это актуально для регионов и муниципалитетов, которые не могут оценить возможность заключения соглашений и качественно подготовить их, - отметил "РГБ" Игорь Коваль.
По мнению партнера Gide Loyrette Nouel, члена Экспертного совета Центра развития ГЧП Александра Долгова, внедрение в российскую практику механизма частной инициативы является оправданным, однако соответствующие положения законопроекта в текущей редакции требуют доработки. "Необходимо создать правовые условия для обеспечения баланса интересов публичной и частной стороны, но при этом избежать ограничения конкуренции", - пояснил "РГБ" Долгов и добавил, что в целом законопроект отвечает задачам развития рынка ГЧП, эти изменения обусловлены практикой реализации концессионных проектов. Однако принятие законопроекта не отменяет необходимости дальнейшей доработки закона о концессионных соглашениях и принятия федерального закона о ГЧП.