03.02.2014 23:00
    Поделиться

    Шереметьевский профсоюз попытался привлечь внимание незаконной акцией

    Режиссеры безобразного перформанса пытаются любыми способами оказать давление на летчиков "Аэрофлота"
    "Борьба" руководства Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) с "Аэрофлотом" приобрела новые неожиданные формы. На этой неделе профсоюзные деятели использовали такой модный жанр современного протестного искусства, как перформанс - некто в "костюме смерти" спел песню на Арбате. Жанр перформанса пришел к нам с Запада и не до конца прижился, поэтому неудивительно, что акция привлекла внимание западных медиа. Впрочем, вполне вероятно, что на СМИ Европы и США она как раз и была рассчитана.

    Если кто забыл, ШПЛС - постоянные герои публикаций в СМИ, привлекают к себе внимание регулярно. Собственно, с руководством этого профсоюза все понятно - лидеров организации не так давно задержали с поличным при получении 10 млн рублей из депозитария банка. Жаль, что при этом в заблуждение удалось ввести вполне честных и порядочных рядовых летчиков, под прикрытием которых руководство ШПЛС, как подозревает следствие, вымогало взятки у авиакомпании. Впрочем, квалифицированную оценку их действиям может дать только суд, на него и будем уповать.

    Что касается акции у офиса "Аэрофлота" на Арбате, то она оказалась тщательно подготовленной и срежиссированной, хотя и проводилась вне законных рамок. Некто в "костюме смерти" громким и неприятным голосом спел переделанную на свой лад песню "Синий иней" (по-английски One way ticket - "Билет в один конец"). Все бы хорошо, мало ли на Арбате уличных музыкантов, но неизвестный был в устрашающей маске, а маски уже год как законодательно запрещено носить на публичных мероприятиях. В том числе и на одиночных пикетах. Но дело даже не в этом вопиющем нарушении закона. Меня лично удивило как раз качество подготовки перформанса, на который явно было потрачено немало человеко-часов. Не пожалели организаторы и недешевой техники, которая обеспечила качественный звук, а также подготовки соответствующего видеоролика для Youtube. Без техники песенку унес бы вдаль морозный ветер, но организаторам было важно донести до публики каждое слово из своего креатива.

    Для кого предназначался перформанс? Явно не для прохожих, число которых в такую погоду даже на Арбате стремится к минимуму. Не до прогулок в минус двадцать. Нельзя считать целевой аудиторией и сотрудников офиса "Аэрофлота". Вряд ли полутораминутная акция на морозе заставила их оторваться от работы. А вот для видеоролика формат подходит идеально. Слова слышны, милиция суетится, журналисты стоят кружком - красота! Обращаю также внимание на то, что неизвестный в "костюме смерти" первый куплет спел на английском языке. Если он хотел достучаться до сотрудников компании или же до прохожих в центре Москвы, очевидно, ему следовало петь по-русски. А вот если аудиторией служили зарубежные журналисты - тогда все верно. И внимание привлечь удалось. Не случайно именно западные СМИ наиболее активно распространяли новость о перформансе, тогда как в России он прошел практически полностью незамеченным. Повторюсь: акция была искусно срежиссированной - хронометраж, звук, картинка, креативный текст (в том числе на языке Шекспира). Могли ли режиссерами этого перформанса быть простые пилоты, загруженные (а по версии ШПЛС и вовсе перегруженные) работой? Сомнительно.

    Кстати, а кто же этот "сладкоголосый певец", что услаждал на морозе минус 25 градусов нетребовательную публику? Любопытный персонаж. Некоторые СМИ утверждают, что это некто Олег Мокряков - левый активист, ведущий свой блог, где вот уже на протяжении длительного времени пишет трогательные тексты о том, какие Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев хорошие люди. Да-да, те самые ретивые оппозиционеры и "защитники прав угнетенных", которые в 2012 году, по версии правоохранительных органов, организовали в центре Москвы массовые беспорядки. А после оказались под следствием. Сам Мокряков, понятное дело, фигура куда менее значимая, да и всех его беспорядков хватило только на песенку на морозе. Правда, кому нужно - ее заметили.

    И поэтому я не сомневаюсь, что "смерть" на Арбате стала частью спланированной пиар-кампании, направленной на дискредитацию имиджа нашей страны в преддверии Олимпиады. В ход идут любые методы и непроверенная информация. Западная пресса наверняка даже не в курсе, что руководство ШПЛС дискредитировало себя, но стремление зацепиться за малейший повод очернить Россию не позволяет им хотя бы чуть-чуть разобраться в истинном положении дел.

    Кроме того, судя по всему, некоторым силам на Западе хочется и отомстить нашей стране за мнимые обиды. Например, Air France является партнером "Аэрофлота" по альянсу Skyteam, но в последнее время позиции этой французской авиакомпании в России покачнулись. В этом контексте уже по-другому выглядит повышенное внимание к перформансу ШПЛС со стороны французской прессы. В том числе такой влиятельной, как Le Figaro...

    "Профсоюзная борьба" оказалась в центре внимания западных СМИ не случайно. До наших заграничных "друзей" наконец-то дошло, что, освещая проблемы ЛГБТ и террористической угрозы в России в преддверии Олимпиады в Сочи, они далеко не уедут. Защитники трудовых прав выглядят, конечно, куда привлекательнее. Только волнует западников не реальное положение дел в авиационной отрасли, не заработки и социальные гарантии тех же пилотов (куда предпочтительные в "Аэрофлоте" по сравнению с предоставляемыми летчикам в западноевропейских компаниях), а красивая картинка, в негативном свете преподносящая нашу действительность накануне Олимпиады. И подобные ШПЛС профсоюзы как раз и стали тем каналом, который на Западе используют взамен вконец дискредитированных некоммерческих организаций, поставленных к тому же в жесткие законодательные рамки.

    В этой связи в очередной раз хочется выразить соболезнование и пожалеть обманутых пилотов, от имени которых "большие дяди" вновь пытаются решить свои проблемы. То вымогая у авиакомпании деньги, то становясь оружием в руках медийных манипуляторов, стремящихся хоть как-то испортить имидж России накануне важнейшего события десятилетия. Нет сомнения, что настоящая профсоюзная борьба - явление необходимое. Но она не должна иметь отношения к подрывной деятельности. То же, что мы на этой неделе наблюдали на Арбате у офиса "Аэрофлота", иначе и не назовешь. Маски организаторов подобной "похабщины" должны быть сорваны, и что за оскал в этом случае обнажится - нетрудно предположить.

    Павел Данилин, директор Центра политического анализа

    Поделиться