- Я не выступаю против изучения математики в принципе, в 9 классе ее все обязательно сдают на ГИА, и это правильно. Ее нужно изучать и дальше, но сдавать ЕГЭ будет лучше на добровольной основе - как историю, физику, химию, литературу и биологию, - говорит депутат. - Исключение математики из списка обязательных для сдачи предметов позволит сделать экзамен более честным. А в этом заинтересованы и вузы, и учителя.
Логика честности, по словам Круглякова, простая: в 11 классе школа считает себя обязанной выдать аттестат, и поэтому высока вероятность оценок "три пишем, два в уме". Если сделать математику предметом по выбору, от этого выиграют и дети (чем больше выбор - тем меньше стресса), и сама математика - ее будут изучать более качественно.
Кругляков привел статистику: в 2013 году в Москве из 48900 11-классников не сдали оба обязательных предмета (русский и математику) 67 человек, "завалили" только русский - 21 человек, а только математику - 507. В 2012 году таким же образом провалились на ЕГЭ 88, 15 и 461 человек соответственно. Все эти ребята не получили аттестаты. По мнению депутата, эти цифры говорят о том, что математика на том уровне, которого требует сдача ЕГЭ, дается не каждому - да и не каждому она на этом уровне нужна.
Школьники и их родители предложение поддержали. Как говорит старшеклассница одной из московских школ Анастасия Бахметьева, если подготовка к ГИА не вызывает особенных затруднений у хорошиста, то сдача ЕГЭ по математике стоит выпускникам колоссальных усилий и времени. В заданиях часто есть вопросы, которые отсутствуют в школьной программе. И, по мнению учащихся, этот стресс не всегда оправдан, ведь математика для поступления в вуз нужна не всем. Экзамены по физике, химии и биологии - не менее сложные, и возможно, было бы полезнее сосредоточиться на подготовке к ним, если они профильные для выбранного вуза.
Мнения экспертов, присутствовавших на круглом столе, разделились. И математики, и директора школ в один голос говорят, что предмета важнее математики нет. С другой стороны, звучат опасения, что как только экзамен перестанет быть обязательным, математикой перестанут заниматься в школе.
- Особенность математической грамотности в том, что она требуется абсолютно в любой профессии. Я не могу себе представить области, в которой она была бы не нужна, - говорит уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. По мнению экспертов, к концу 9 класса общеобязательный уровень математической грамотности как раз и достигается. Профессиональное сообщество согласно и с тем, что математика математике рознь.
- Школьное математическое образование должно получить уровни: математика для жизни (считать сдачу, проценты по кредиту, варианты по страховке должны уметь абсолютно все), для продолжения образования (технического) и математика творческого уровня (для будущих ученых, особенно одаренных детей), - считает член Ассоциации учителей математики Москвы Иван Высоцкий. - Понять, каковы у человека образовательные запросы, он может только сам. 10 школьных лет - огромный период жизни, чтобы это решить.
По мнению же ректора МПГУ Алексея Семенова, одного из авторов Концепции математического образования, математика должна быть вариативной: к примеру, в классах с гуманитарным уклоном нужно преподавать историю математики, искусство математики - дисциплины, где больше логики, чем вычислений. И соответственно, на экзамене нужно требовать от детей знаний из разных областей этой науки.
Оформится ли идея в официальные поправки к закону об образовании, и когда это произойдет - пока неясно. Вопрос о ЕГЭ находится в сфере федеральных полномочий, но Мосгордума имеет право законодательной инициативы. По словам Виктора Круглякова, если идея получит поддержку экспертного сообщества, математиков и студентов, то вопрос будет выноситься на комиссии Мосгордумы и затем - готовиться обращение к министру образования. Кстати, Кругляков считает, что в качестве второго обязательного ЕГЭ, помимо русского языка, было бы логичнее ввести историю.