Отправной точкой для расследования в США послужила кровавая бойня, происшедшая в декабре 2012 года в начальной школе "Сэнди Хук" в Коннектикуте. Свихнувшийся юнец перестрелял там двадцать маленьких детей и шестерых взрослых.
После этого режим безопасности в американских школах был в очередной раз ужесточен. Как пишет АП, в школьный лексикон вошел новый термин - "локдаун", то есть блокирование учебных заведений в случае ЧП. Прежде он употреблялся в основном в тюрьмах.
Тем не менее, по подсчетам агентства, в США "только в текущем учебном году произошло по меньшей мере 11 школьных расстрелов, не считая других случаев вооруженного насилия - на школьных парковках и в других местах, - не во время занятий". Некоторые подобные случаи вообще проходят в Америке по разряду курьезов: например, прошлым летом случайно выстрелил пистолет, лежавший в рюкзачке у... пятилетнего детсадовца. По счастью, тогда никто не пострадал, хотя в результате других инцидентов гибли и учащиеся, и преподаватели.
Например, в ноябре в Неваде учитель математики Майкл Ландсберри пытался отнять оружие у 12-летнего подростка, ранившего двоих одноклассников. Он шел на ученика, сохраняя внешнее спокойствие и не делая резких движений. Мальчишка его застрелил, а затем покончил с собой.
Исполнительный директор национального центра по безопасности в школах Рональд Стивенс сообщил, что за последние 20 лет в школах США зарегистрировано в общей сложности около 500 случаев насильственной смерти. АП специально делает оговорку, что это не включает данных по высшей школе - колледжам и университетам. Там подобных случаев, надо полагать, еще больше; последний произошел не далее как на прошлой неделе во Флориде.
После трагедии в "Сэнди Хук" президент США Барак Обама публично обещал, что на сей раз должные выводы будут сделаны. Но это обещание не выполнено до сих пор. Американское правительство действительно пыталось добиться ужесточения правил торговли стрелковым оружием, но потерпело неудачу из-за мощного и хорошо организованного сопротивления "оружейного лобби" и его союзников в Конгрессе США.
Впрочем, другие меры безопасности в школах, естественно, принимаются. Согласно публикации, согласованный недавно новый федеральный бюджет США предусматривает выделение на эти цели 140 млн долларов - на 29 млн долларов больше, чем годом ранее. Президент Американской ассоциации преподавателей Рэнди Уайнгартен считает, что около 90 процентов школ в стране ужесточили режим безопасности после коннектикутской драмы. Повсюду теперь составляются специальные планы на этот счет.
Самые распространенные меры - камеры наблюдения, стационарные и ручные металлодетекторы, ограждение вокруг школ, а также введение обязательной школьной формы и пропускного режима. Организация учений для отработки того самого "локдауна", при котором как можно быстрее запираются двери классных комнат и других помещений.
Во многих местах в США в школах появилась профессиональная вооруженная охрана. По данным профильной национальной ассоциации, этой работой по всей стране занято уже около 10 тысяч человек. 13 декабря один из таких охранников предотвратил крупное кровопролитие в средней школе "Арапахоу" близ Денвера, хотя одного из учащихся 18-летнему убийце все же удалось застрелить.
Подготовка к реагированию на ЧП такого рода идет и в регулярной американской полиции. По словам АП, в служебный обиход блюстителей порядка вошел термин "действующий стрелок". Он предполагает, что реакция должна быть в буквальном смысле слова мгновенной, поскольку любое промедление чревато гибелью большего числа людей.
В прошлый четверг министр образования США Арне Данкэн заявил журналистам, что американские школы - зачастую самые безопасные места в своей округе. На его взгляд, работа по обеспечению безопасности в школах страны в целом поставлена отлично. А то, что инциденты все же случаются, министр объяснил легкостью доступа к оружию. "Это проблема общества, а не школ", - сказал министр.
Примерно так же настроен и Уильям Бонд из Национальной ассоциации директоров средних школ в США. В его собственной школе в 1997 году 14-летний подросток расстрелял молитвенное собрание, убив трех девушек и ранив еще пять. "Школы - это часть американского общества, а американское общество склонно к насилию", - грустно констатировал Бонд.
Проблема вооруженного насилия, в том числе и в школах, не имеет универсального решения. Уверенность в этом выразил исполнительный директор американской Национальной ассоциации офицерского резерва школ (National Association of School Resource Officers) Мо Кэнэди. Ассоциация объединяет несколько тысяч отставных офицеров полиции, перешедших на работу в школьную охрану.
"Панацеи от этого дела не существует, - сказал собеседник. - Это проблема всего общества, добравшаяся теперь и до России". Кэнэди был уже в курсе инцидента, происшедшего в одной из московских школ. Вспомнил он в этом контексте и о бесланской трагедии.
Америка сталкивается с актами насилия в школах давно и регулярно. Ассоциация, в которой работает Кэнэди, существует 24 года. А Национальный центр по безопасности в школах, бессменно возглавляемый профессиональным педагогом и школьным администратором д-ром Рональдом Стивенсом, в этом году отмечает свое 30-летие.
За это время многое изменилось. Как со вздохом говорит Стивенс, "раньше занимались кулачными драками, теперь - перестрелками". А на вопрос о том, почему это произошло, ссылается и на "доступ к оружию", который в Америке почти свободный, во всяком случае, для взрослых людей, и причины психологического свойства - прежде всего, неуважение к человеческой жизни, нечувствительность к горю и страданиям других.
По словам специалиста, есть такой исторический пример: когда началась вторая мировая война, скоро выяснилось, что американским солдатам трудно стрелять в живых людей. Оказывается, их учили стрелять только в круглые мишени. Те тут же сменили на силуэты людей - и дело пошло на лад.
А теперь человек живет в окружении экранов, на которых царит натуралистическая смерть, продолжал Стивенс. Несколько лет назад был реальный случай: школьник пырнул ножом одноклассника. Спрашивают, за что, он отвечает: "Он у меня пачку чипсов утащил". И как бы даже не сознает, что жизнь - это не видеоигра, кнопки "перезагрузки" в ней нет.
По убеждению американца, в школах надо возобновлять строгий спрос не только за успеваемость, но и за поведение, чего сейчас в США, по его словам, почти нет. Нужно прививать привычку к терпимости и вежливости, учить улаживать споры миром. В школьных коллективах нужны психологи.
Да и вообще всем преподавателям стоит быть повнимательнее к своим ученикам. По словам Стивенса, известны примеры, когда недоросли, устраивавшие бойни в классах, заранее делились своими фантазиями... в школьных сочинениях, но на это смотрели сквозь пальцы. Как утверждает специалист, совсем нередко о настроениях и планах подростка знают другие - в семье, на улице, в школе. А чтобы быть в курсе дела, нужно объединять усилия и взрослым - от родителей, педагогов и соцработников до врачей и полицейских.
Как рассказал Стивенс, американский опыт свидетельствует о том, что около 80 процентов инцидентов с применением оружия в школах связано с предшествующей травлей подростка. "Доказано, что драки, ругательства и оскорбления, даже просто косые взгляды - все это ранит, - пояснил специалист. - И просто так не проходит, а может приводить к срывам, к насилию". К тому же последнее примерно в половине случаев совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Конечно, важна и система физического обеспечения безопасности в школах - с соответствующей техникой и специально обученными людьми. Кэнэди, кстати, в этом контексте подчеркнул, что безоружный частный охранник заведомо не чета в этом отношении вооруженному и специально обученному полицейскому.
Но вместе с тем оба специалиста хором признали, что если уж кому-то втемяшилось в голову совершить расправу, то он почти всегда найдет для этого подходящий способ. "К сожалению, когда вооруженный человек решился на убийство, помешать ему - одна из самых сложных задач, - сказал полицейский. - Готовность к отпору может помочь снизить число жертв, но начальное нападение остановить трудно".
То же самое и практически теми же словами выразил и школьный администратор. "У нас был инцидент в школе "Ред-Лейк" в Миннесоте в 2005 году, когда погибли девять человек, - пояснил на конкретном примере Стивенс. - Там и металлодетектор стоял, и камеры наблюдения имелись, и двое охранников. Один удрал, другого преступник (16-летний Джеффри Уайс - прим. корр.) уложил на месте. И прошел дальше в школу".
Кстати, и тогда, и после нашумевшей в конце 2012 года расправы в начальной школе "Сэнди-Хук", власти сразу решали, что надо сооружать вокруг школ ограды и даже бетонные надолбы (в "Ред-Лейк" Уайс протаранил входные двери на автомашине). По мнению Стивенса, это психологически понятно, поскольку всем хочется сразу принять какие-то явные, ощутимые меры. Но с точки зрения эффективности, в том числе и финансовой, вряд ли оправданно.
Без энтузиазма оба собеседника восприняли и вопросы о запрете на куплю-продажу стрелкового оружия. В США это политически острая и спорная тема. В полиции запрет никогда не поддерживали, и потому не удивительно, что Кэнэди сразу сказал: "У нас ассоциация профессиональная. Наше дело - обеспечивать безопасность. А в политические споры мы не вмешиваемся".
Но и Стивенс дал понять, что хоть сам он и против свободного оборота оружия, например, в его родном Лос-Анджелесе, но с пониманием относится и к позиции других - скажем, в "алабамской глуши", где люди охотятся "по тринадцать месяцев в году", добывая себе пропитание. А преступники, на его взгляд, все равно при необходимости вооружатся - любыми правдами и неправдами.
В целом, по его убеждению, проблему насилия в школах надо решать всем миром, в соответствии с распространенным среди специалистов в Америке лозунгом: "Образование - федеральная забота, функция штатов и местная ответственность". При этом, как он подчеркнул, "надо делать все возможное, но понимать, что все сделать невозможно".