Пять самых знаменитых подделок произведений живописи

В Санкт-Петербурге набирает обороты громкий криминальный скандал. По подозрению в причастности к продаже коллекционеру поддельной картины известнейшего авангардиста первой трети ХХ века Бориса Григорьева задержана искусствовед и эксперт с мировым именем, дочь знаменитого композитора Вениамина Баснера Елена Баснер.

Женщину задержали 31 января, когда она вернулась в Петербург из Хельсинки, где сейчас работает консультантом в знаменитом аукционном доме "Буковски". Как сообщили в петербургском следственном комитете, искусствовед "подозревается в том, что летом 2009 года высказала заведомо ложное суждение о подлинности картины художника Бориса Григорьева "В ресторане", которая впоследствии была продана за 250 тысяч долларов США".

2 февраля октябрьский районный суд Санкт-Петербурга продлил Елене Баснер содержание под стражей на 72 часа, то есть до 4 февраля. Следствие продолжается.

Эксперты утверждают, что сегодня российский рынок живописи буквально переполнен копиями работ знаменитых мастеров, которые выдаются за оригиналы и продаются за огромные деньги. Дошло до того, что, по утверждениям известного российского галлериста Марата Гельмана, одна из поддельных картин, изготовленных супружеской парой мошенников из Санкт-Петербурга, оказалась в личной коллекции президента России Владимира Путина.

Вот лишь краткий обзор самых знаменитых подделок мастеров русской живописи, которые были выявлены за последние годы.

1. "В ресторане" или "Парижское кафе"

В 2009 году известный петербургский коллекционер Андрей Васильев приобрел за 250 тысяч долларов картину знаменитого русского авангардиста первой трети ХХ века Бориса Григорьева. Она называлась "В ресторане". Экспертом, давшим заключение о подлинности полотна, как раз и была бывший куратор отдела искусства ХХ века Русского музея, а ныне всемирно известный эксперт Елена Баснер. После такого заключения сомневаться в подлинности картины у Васильева не было никаких оснований. В 2011 году он представил полотно на выставку в Москву. А там проверили его подлинность. Две независимые экспертизы, проведенные в Русском музее и в московском Экспертном центре имени Грабаря, установили, что эта картина - подделка. И более того. Выяснилось, что оригинал этого полотна хранится в Русском музее, где до 2003 года и работала Елена Баснер. И называется он - "Парижское кафе". В 2012 году было возбуждено уголовное дело по статье "Мошенничество в особо крупном размере", а 31 января нынешнего года в рамках его расследования и задержали Елену Баснер. Пикантность ситуации заключается еще и в том, что именно Баснер - автор запатентованного метода определения подделок живописи. В его основе лежит гипотеза, что до начала эры ядерных испытаний, то есть до Хиросимы, на полотнах не было "изотопов", которые появились после 1945 года. По их наличию теперь можно определять, когда было создано полотно - до 1945 года или после него.

2. Шишкин голландского разлива

Образцовым примером того, как мастера подделок могут провести самых опытных экспертов, служит история с картиной псевдо-Шишкина "Пейзаж с ручьем", которую весной 2004 года Sotheby's едва успел снять со своих русских торгов. На аукционе эта картина была атрибутирована как ранняя работа Ивана Шишкина - периода его стажировки в Европе у художников так называемой Дюссельдорфской школы. Картина была оценена в сумму около 1 миллиона долларов. Оказалось, что полотно является подретушированной работой голландского живописца той же Дюссельдорфской школы Маринуса Адриана Куккука. За год до этого картина была продана на шведском аукционе Bukowskis за 65 тысяч фунтов. К моменту появления на аукционе в Лондоне ее "подлинность" была засвидетельствована уважаемыми экспертами Государственной Третьяковской галереи и Sotheby's.

3.Как попался Вексельберг

Жертвой ловких и, безусловно, талантливых мошенников стал и известный российский олигарх и меценат Виктор Вексельберг. Сегодня он до сих пор судится с известным аукционным домом Christie’s, требуя вернуть ему деньги за подделку картины Кустодиева.

История началась в 2005 году, когда подконтрольный Вексельбергу фонд Aurora Fine Arts Investment приобрел на лондонских торгах Christie’s картину Бориса Кустодиева "Одалиска" за 1,7 миллиона фунтов стерлингов. Через год Aurora сообщила Christie’s, что купленная картина - подделка. Аукционный дом в ответ заявил, что проведет собственное расследование.

В 2009 году Aurora отправила картину Christie’s на очередную экспертизу. К тому моменту у фонда Вексельберга имелись целых три заключения, опровергавших авторство Кустодиева, - от Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря, Русского музея и Третьяковской галереи. Не дождавшись ответа от Christie’s, Aurora обратилась с иском в британский суд.

4. Киселев оптом и в розницу

Одной из самых громких историй о массовой подделке картин русского классика живописи, безусловно, является дело владельцев галереи "Русская коллекция" супругов Татьяну и Игоря Преображенских, которых обвиняют в организации одной из крупнейших афер на рынке российского антиквариата. Супружеская чета из Санкт-Петербурга, по мнению сотрудников Следственного комитета, сбыла доверчивому бизнесмену Валерию Узжину несколько десятков поддельных картин русского художника-передвижника XIX века Александра Киселева. Преображенские воспользовались тем обстоятельством, что у Киселева широкой публике известна лишь одна картина - "Заброшенная мельница", которая находится в Третьяковской галерее.

Татьяна Преображенская убедила поклонника этого художника Валерия Узжина в том, что у них в галерее есть и другие работы передвижника. Так в коллекции бизнесмена появились около двух десятков полотен "Киселева". Картины продавались покупателю по цене 100-150 тысяч долларов. У Узжина не было оснований сомневаться в подлинности картин, так как все они сопровождались экспертизой авторитетного Всероссийского художественного научного реставрационного центра имени Грабаря. Скандал разразился в 2005 году, когда к коллекционеру пришел в гости его приятель, показавший в каталоге одного из европейских аукционов две картины, бывшие в коллекции Узжина. Оба полотна фигурировали в каталоге как работы западноевропейских художников XIX века и были проданы на аукционе по цене 5-7 тысяч долларов за штуку. После этого супругов Преображенских задержали правоохранительные органы.

5. Долгие странствия Павла Филонова

Обзор был бы не полным без упоминания о еще одном громком скандале, разразившемся в Русском музее в 80-е годы прошлого века. Он связан с пропавшими и возвращенными рисунками знаменитого русского авангардиста Павла Филонова. Началось с того, что в частных коллекциях в Москве были обнаружены рисунки Филонова и Маковского, которые, по документам, хранились в Русском музее. Последовало разбирательство и выяснилось, что в запасниках находятся искусно выполненные копии. Вот тогда-то и возникло знаменитое дело "о рисунках Филонова". Потому что копий, обнаруженных в запасниках, было гораздо больше, чем возвращенных оригиналов. В частности, в 1985 году не досчитались восьми рисунков знаменитого художника, подмененных копиями. Правда, они быстро обнаружились… в Музее современного искусства Центра Жоржа Помпиду во Франции. Потребовались 15 лет и колоссальная работа наших внешнеполитических ведомств и мирового художественного сообщества, чтобы в 2000 году семь из восьми замененных копиями рисунков вернулись на родину, в Русский музей. Уголовное дело, хотя и возбуждалось, но в 1997 году было прекращено за истечением срока давности. Один из рисунков Павла Филонова так и остался в парижском музее.