Кто же станет определять уровень качества работы организаций социального обслуживания, здоровья, образования, культуры и спорта? Этим займется выбранная "организация-оператор". А также коммерческие компании, индивидуальные предприниматели, рейтинговые агентства и независимые эксперты, но уже по своему желанию. Это будет общественная инициатива, поясняют авторы документа. А в интернете начнут публиковать анкеты для посетителей.
Все эти результаты передадут в специально созданный в регионе общественный совет. Он и сформирует рейтинги учреждений, с которыми в Сети сможет ознакомиться любой желающий. Кроме того, общественный совет должен составить список рекомендаций для проштрафившихся детсадов, поликлиник, библиотек и других учреждений. "Наши главные задачи - улучшение информирования потребителей о качестве работы организаций, создание условий для проведения оценки качества услуг самими гражданами и повышение качества услуг", отмечают разработчики законопроекта.
Кстати, в некоторых регионах в пилотном режиме уже проводятся "контрольные закупки" в учреждениях социальной сферы. "Мы приходили в поликлиники и просили рассказать о диспансеризации. А потом оценивали вежливость персонала, удобство (не только для пожилых людей и инвалидов-колясочников, но и мам с детьми), температуру в помещении, присутствие посторонних звуков и так далее, - рассказала "РГ" Татьяна Грищукова, эксперт Фонда "Центр гражданского анализа и независимых исследований" города Перми. - Кроме того, посетителей мы попросили заполнить анкету и дать свою оценку данному учреждению". По ее словам, больше всего нареканий вызвало поведение работников регистратуры - там зачастую не только отказывались предоставлять нужную информацию, но и хамили. Нет деликатности и со стороны младшего медицинского персонала, констатировала Грищукова.
Составление рейтинга чрезвычайно важно для выявления слабых мест в работе социальных учреждений как государственных, так и негосударственных, пояснял ранее "Российской газете" проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, бывший замглавы Минздравсоцразвития Александр Сафонов. За границей такая практика привычна. В Канаде, например, уже на протяжении 20 лет ежегодно проводятся опросы населения, выявляется, насколько люди удовлетворены работой государственных социальных структур, вплоть до работы пенсионного фонда, фонда медицинского страхования. А исходя из этого, принимают организационные, кадровые, финансовые решения.
Такую же работу надо вести и нам, считает Сафонов, в том числе рейтинговать такие учреждения, как больницы, школы. Если оценка жителей будет негативной, власть должна решить, проводить системные изменения или достаточно сменить руководителя учреждения, чтобы оно эффективнее работало. "Другой вопрос, что критерии оценки должны быть прозрачными, а ее результаты - честными, чтобы не было "покраски травы в зеленый цвет", - предупреждает эксперт.
Справка "РГ
По данным Росстата, сегодня насчитывается более 160 тысяч организаций, оказывающих социальные услуги. Координирующая роль по организационному и методическому сопровождению независимой оценки отведена Минтруду России.