На необходимости проведения всеобщего голосования гагаузы настаивали с тех пор, как в ноябре 2013 года румынский президент Траян Бэсеску публично заговорил о "новом национальном проекте", который предполагает объединение Молдавии и Румынии. Тогда-то в автономии и вспомнили о законопроекте о независимости, от которого отказались после распада СССР. В свете возможного поглощения Молдавии документ стал как никогда актуален. Он предполагает, что, в случае если Молдавия теряет свой суверенитет, Гагаузская автономия оставляет за собой право объявить о независимости. Однако для того, чтобы закон вступил в силу, необходимо одобрение большей части населения автономии. Именно этот вопрос и стал основным на референдуме.
Последние месяцы Кишинев все стремительнее сближается с ЕС. Что также противоречит интересам православных тюрок гагаузов, которые составляют почти 80 процентов населения автономии и традиционно больше связаны с Россией, чем с Евросоюзом. Поэтому на референдум было вынесено еще два вопроса: "Одобряете ли вы курс на вступление в Европейский союз?" и "Одобряете ли вы курс на вступление в Таможенный союз?"
В итоге вступление в ТС поддержали 98,4 процента из 70 процентов проголосовавших избирателей. А вот хотели бы вступить в ЕС лишь 2,7 процента жителей Гагаузии. Таковы предварительные данные после подсчета всех бюллетеней. По словам главы ЦИК автономии Валентины Лисник, идею "отложенного суверенитета", дающей Гагаузии право на самоопределение в случае утери Молдавией независимости поддержали 98,9 процента участников референдума.