03.02.2014 23:21
    Поделиться

    Прокуроры нашли многочисленные нарушения в работе ростовских служб ЖКХ

    Завтра в Ростовской области отменяют режим ЧС, связанный с ликвидацией последствий снегопада. Жизнь в донской столице постепенно возвращается в привычное русло. В магазинах появился хлеб и другие продукты, за которыми ранее выстраивались очереди. Открыты федеральные трассы, закупоренные снежными заносами. Но остается один вопрос: насколько четко в чрезвычайной ситуации сработали местные власти и какие выводы они сделают после этого ЧП?

    То, что пережил регион в течение первых дней после снегопада, объяснить трудно. С других регионов страны обрывали телефоны: "Але, Ростов, что там у вас происходит? Коллапс? Из-за снега?" Почему вообще из-за такого тривиального события, как снегопад, пришлось объявлять режим ЧС?

    Первое сообщение от МЧС о том, что на город надвигается экстремальный снегопад, было получено накануне 29 января. В городе, что называется, не зашевелилась ни одна снегоуборочная машина. Затем, оправдывая прогноз, целый день валил красивый пушистый снег, под которым на глазах у всех исчезали тротуары, дороги и площади. И снова ни одного трактора.

    На дорогах Ростова установились рекордные пробки в 10 баллов по шкале "Яндекс. Пробки". Те, кому за четыре-пять часов удалось добраться домой, наутро вообще не смогли выбраться на работу.

    Проверка прокуратурой деятельности коммунальных служб Ростова выявила многочисленные нарушения. По данным системы спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС, которой оборудовано большая часть снегоуборочной техники, во вторник и в среду на линии вышла едва половина машин. Часть их была неисправна или не было запчастей. Когда в 23 часа комиссии нагрянули на комбинаты, выяснилось, что многие машины простаивают на базе и только с приездом проверяющих их стали готовить к работе.

    Общественный транспорт не вышел на линии. В мэрии же частных автоперевозчиков обвинили во всех бедах, с некоторыми пригрозили разорвать договорные отношения. Полностью были сорваны все виды перевозок. Была нарушена работа на многих предприятиях. А мэр города не смог предложить ничего лучшего, как обратиться к руководителям предприятий не наказывать строго опоздавших, не применять к ним статью Трудового кодекса РФ.

    В продовольственной блокаде власти винят кого угодно, только не себя. Крайними опять стали бизнесмены

    Проблемы снежным комом продолжали нарастать. В магазинах исчез хлеб, а за ним все скоропортящиеся продукты: молоко, яйца, куры. У ворот хлебозавода N 1 вытянулись очереди. Мусорные свалки достигли космических размеров: всю неделю спецтехника не могла пройти по междворовым маршрутам. "Скорые" добирались к больным по пять часов... А все меры, предпринимаемые местными властями, пробуксовывали в снегу.

    Ситуацию с отсутствием хлеба разбирали на всех уровнях. Вначале мобилизовали ростовский хлебозавод на удвоенный выпуск продукции, стали срочно расчищать подъездные пути к торговым точкам и налаживать выездную торговлю. Но случилось это уже после того, как опустели хлебные ряды - как будто никто не мог предусмотреть! При этом выяснилось, что торговые точки связаны со своими поставщиками по рукам и ногам, - они не имели право принимать продукцию ростовского хлебозавода.

    - Схема централизованных поставок, которую всегда ставили в пример крупные торговые сети, на этот раз дала серьезный сбой. В связи с этим было принято решение о необходимости заключения предприятиями торговли резервных договоров с местными поставщиками продукции. В этих случаях отгрузка продукции будет возможна без своевременной оплаты под гарантии администрации города, - пояснили в мэрии Ростова-на-Дону.

    Вице-губернатор лично обходил продуктовые магазины. "Зарабатывать на людях можно, но они (собственники) должны нести социальную ответственность, - объявил вице-губернатор Сергей Горбань. Опять крайними оказались бизнесмены.

    Губернатор Василий Голубев принял решение на случай подобных ЧП создать специальную группировку с тягачами и снегоуборочной техникой. Она займется оперативной ликвидацией последствий ЧС на дорогах. Первый шаг уже сделан - выделено более ста миллионов рублей на приобретение десяти снегоуборочных комбайнов.

    Комментарий

    Из проблемы "пустых прилавков" в Ростове-на-Дону должны сделать выводы власти всех уровней - и региональные, и федеральные, считает профессор кафедры региональной экономики и экономической географии НИУ "Высшая школа экономики" Алексей Скопин. Для этого нужно организовать запасы еды на случай природных катаклизмов и наладить четкое прогнозирование будущих капризов природы.

    "Проблема состоит в том, что существует нормальная и экстремальная ситуация с продовольствием. Весь рынок в России выстроен именно под нормальную ситуацию. И если на местах торговцами и создаются лишние запасы еды, то компании потом терпят убытки, не продав их", - отмечает эксперт. Если же возникает экстремальная ситуация, то рынок на нее реагирует довольно быстро. Причем по стандартной схеме, которую все и увидели в Ростове-на-Дону. "Когда потребление возрастает, то цены неизбежно поднимаются. Любая компания, производящая продовольствие, которое из-за форс-мажора приобрело статус "дефицит", становится монополистом. И переписывает ценники в сторону увеличения", - говорит Скопин. Поэтому рыночными методами проблема не решается.

    "А значит, задача государства для предупреждения таких случаев - создать определенные запасы и фонды всего необходимого в случае чрезвычайной природной ситуации. В том числе на муниципальном уровне", - предлагает эксперт "РГ". Такие "запасники" обязательно должны располагаться и в крупных региональных центрах, коим и является, например, Ростов-на-Дону. И входить в фонды должно не только одно лишь продовольствие. Катаклизмы носят разный характер, поэтому в резерве должны быть также стройматериалы, считает Скопин. "А если говорить о еде, то запасать нужно элементарные вещи вроде муки, сухарей, круп, сахара, соли, растительного масла. И лучше всего потом организовывать не их продажу в магазинах, а бесплатную раздачу", - предлагает он.

    По мнению Скопина, предварительные договоры с бизнесом о неповышении цен в случае дефицита вряд ли будут работать. Аналогия здесь простая: зачастую таксисты в случае транспортного коллапса в городах многократно завышают цены на свои услуги. "А если заранее создается предусмотренная схема пуска дополнительного общественного транспорта, то завышать стоимость услуг уже нет смысла. Поскольку есть дешевая альтернатива", - рассуждает Скопин. Так же будут работать и резервные фонды продовольствия. Бизнес будет знать, что есть запасы, которые, если что, отправят потребителям. И, возможно, задумается о неповышении цен.

    Кроме того, помимо запасов, необходимых на случай катаклизма, необходимо построение четкой системы научного прогнозирования чрезвычайных ситуаций, чтобы была возможность готовиться к ним заранее, уверен эксперт "РГ". "Для этого надо создавать при органах госуправления (лучше всего - при министерствах) прогностические группы и институты. Сейчас в России их нет вообще", - сетует Скопин.

    Если автотрассы оказываются перекрыты, то можно попробовать изыскать и альтернативные маршруты доставки продовольствия в город. Например, по железной дороге.

    Кстати, в неблагоприятных погодных условиях, сложившихся в Ростовской области, РЖД обеспечивали стабильную доставку грузов. Расположенные в регионе грузовые станции располагают достаточным штатом и всей необходимой техникой. Грузовладельцы всегда могут обратиться в местное агентство фирменного транспортного обслуживания (телефон Единого контактного центра Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (863)238-09-56) либо по телефону круглосуточной "горячей линии" Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (863)259-50-84, пояснили "РГ" в компании.

    Подготовили Роман Маркелов, Татьяна Шадрина

    Поделиться