Алексей Лацейко, директор Фонда развития правовой культуры
Закон лишь сократил сроки госрегистрации. До настоящего времени практика складывалась противоречивая. Например, в Екатеринбурге давно действует пятидневный срок, а в Москве подобная процедура занимает и 10, и 20 суток. Теперь условия уравняются.
Удостоверение и регистрация будут осуществляться по принципу "одного окна". Обратившись в нотариальную контору, покупатель и продавец вправе рассчитывать, что подготовкой всех документов для сделки займется нотариус. Гражданин придет только за свидетельством о праве собственности.
При этом сравнивать нотариально удостоверенный договор с "простым" некорректно. Нотариальную форму в большей степени характеризует эпитет "надежность". Механизмы проверки практически исключают возможность мошенничества или "серой игры". Тем не менее у граждан останется выбор: получить максимальную защиту или нет.
Сегодня институт нотариата готов работать с недвижимостью и оказывать комплексную правовую помощь. Однако насколько готовы органы регистрации на местах к подобному тесному сотрудничеству - пока вопрос. Закон никак не конкретизирует процедурные вопросы. Представляется, что на местах предстоит это решать ведомственными актами.
И последнее - тарифы. Основами законодательства РФ о нотариате установлена регрессивная шкала тарифа за удостоверение договора отчуждения недвижимого имущества - максимальная ставка не более 1% от стоимости квартиры. Цена за подобные услуги у маклеров может достигать 15%. Однако только нотариус несет за свою работу полную имущественную ответственность и в обязательном порядке страхует профессиональные риски.