В России вводится единая система учета древесины

1 февраля вступил в силу закон от 28 декабря 2013 г. N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который полностью изменил лесную отрасль. Документ вводит единую государственную информационную систему учета древесины, куда будут заноситься все сведения о купле-продаже каждой партии древесины, которая появляется на рынке. Это решит проблему с нелегальной заготовкой и ликвидирует "серые" схемы реализации сырья, уверены в Рослесхозе.

"Государство долго оставалось слишком либеральным к тем негативным процессам, которые происходили в области лесозаготовок и торговли древесиной. Мы учли мнения всех заинтересованных сторон, интересы государства и бизнеса, мнения экспертов и общества. Поэтому на подготовку этого закона ушло более 5 лет", - рассказал глава Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин. Замглавы Рослесхоза Николай Кротов отметил, что катастрофы для лесного бизнеса этот закон не принесет, поскольку часть лесопромышленных компаний уже в прошлом году задумалась о том, как обеспечить выполнение закона.

"Весь 2013 год компании обучали сотрудников строгому учету бревен. Участники рынка также отмечают, что применение технологии, описанной в законе, привело к упрощению процедуры декларирования лесоматериалов, так как строгий учет позволяет знать все "от" и "до" практически по каждому бревну", - говорит Антон Шабанов, эксперт БКС Премьер. Закон позволит, разумеется, сократить объем "серых" поставок, но не решит проблему полностью. Для этого необходимо развитие не только "карающих", но и "надзирающих" органов и законов.

"Считать эти меры панацеей и надеяться, что с их внедрением все проблемы лесной и деревообрабатывающей отрасли исчезнут без следа, было бы наивно, - полагает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент". - Во-первых, вряд ли эти меры позволят полностью прекратить незаконную рубку леса в стране. Как существовала рубка леса без документов, так она и останется, причем не только для личных нужд, но и в промышленном масштабе она вполне может сохраниться. Во-вторых, есть риск того, что получит распространение массированная подделка документов, замена одних документов другими, появится рынок продажи таких документов и компаний, которые имеют необходимые документы на лес. Как следствие, велик риск увеличения коррупции в лесной и деревообрабатывающей отрасли, в органах власти ряда регионов. Кроме того, значительное увеличение документооборота в отрасли, пусть даже частично и в электронном виде, может затруднить работу почти всех компаний, увеличит их расходы, уменьшит их конкурентоспособность на мировом рынке".