Теперь наряду с "липой" при присуждении ученых степеней оказалась под сомнением законность дипломов о высшем образовании, которые выдавали студентам двух коммерческих вузов - НОУ ВПО "Московский социально-педагогический институт" и НОУ "Гуманитарно-социальный институт".
Материалами служебной проверки установлено, что эти "институты-прилипалы" учреждены при бюджетном МПГУ бывшим ректором Виктором Матросовым, его женой и другими должностными лицами "для собственного обогащения". Они же обеспечили получение необходимых в таком случае лицензий и госаккредитации - так, чтобы с фасада все было тип-топ...
Новое руководство МПГУ направило материалы внутренней проверки в Следственный комитет с просьбой подключить к дальнейшему расследованию профессионалов. По уже просочившейся в СМИ информации, бывший ректор и его подчиненные с 2000 по 2013 год "осуществляли коррупционные схемы". Так, например, в период с января 2008 года по август 2013 года ГСИ по договору был обязан перечислить МПГУ более 206 миллионов рублей, а заплатил всего 13 миллионов. Тем самым вузу "мог быть нанесен ущерб более чем на 193 миллиона". Для прикрытия финансовых махинаций студентам коммерческих вузов, полагают проверяющие, выдавали подложные квитанции. Зачетки и студенческие билеты, как показал предварительный опрос, тоже были "фирменные" - как если бы их владельцы учились в филиале МПГУ .
О реакции следственных органов на апелляцию к ним нынешнего руководства МПГУ пока ничего не известно. Но в том случае, если результаты служебной проверки найдут свое подтверждение и уголовное дело будет возбуждено, его фигурантам может грозить до десяти лет колонии (ст. 159, ч. 4 УК РФ - мошенничество, совершенное организованной группой).
Пока вузовское сообщество переваривает подробности очередной махинации в своей среде, не утихают споры по поводу плагиата в диссертациях известных политиков и общественных деятелей. Масла в огонь, сам того не желая, подлил директор Российской Государственной библиотеки Александр Вислый, который в интервью "Интерфаксу" вдруг заявил, что "количество диссертаций с заимствованиями снизилось". Если в 2012 году, по его словам, плагиат встречался в каждой второй работе, то в минувшем - лишь в каждой третьей. И тут же сам себя поправил: "Но масштаб бедствия - это тысячи, а может, сотни тысяч диссертантов с плагиатом по всей стране".
По словам директора РГБ, чем меньше будет поступать к ним некачественных работ, тем большее их число смогут проверить: "Хорошую диссертацию намного проще проверить, чем плохую". Этим летом, сообщил Вислый, библиотека выполнила масштабную проверку диссертаций по истории за период с 2000 года по настоящее время. Результаты доложены в министерство образования, и сейчас идут разговоры о том, что аналогичную работу нужно провести по всем дисциплинам. Глава РГБ разъяснил, что для проверки диссертаций и других научных трудов используется специальная программа, которая сопоставляет тексты, а затем эксперты "в ручном режиме" проверяют корректность ссылок и заимствований.
Добавим, что поводом для публичных объяснений директора РГБ оказалась спорная ситуация, связанная с проверкой на плагиат диссертации уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова. По словам Вислова, те заключения, что попали в Интернет, являются предварительными результатами проверки и "не могут считаться официальным документом". Директор библиотеки подтвердил, что по его распоряжению проверка диссертации Павла Астахова остановлена и может быть возобновлена только по специальному запросу - от самого диссертанта, от лица, представляющего его интересы, или по соответствующему письму из ВАК.