Иван Шабалтас: Молодежь нынче употребляет значительно меньше алкоголя

Иван Шабалтас, актер, заслуженный артист РФ:

 

Мы попробовали почти все меры, запрещающие алкоголь. Кто постарше - тот помнит Горбачева. Вырубленные виноградники не возымели эффекта. В наше время сначала ограничили продажу до десяти, потом до одиннадцати. Статистику не смотрел, но ощутимого результата пока тоже нет. Более того, появились различного рода ухищрения, о которых нам сообщает "Российская газета" на 1-й и 6-й полосах. Эта чехарда с мерами и, скажем так, антимерами похожа на странную игру наших граждан с государством. Нашим людям чрезвычайно нравится это веселье, и они будут продолжать "играть", закидываясь заветными стопочками до тех пор, пока не поднимется культурный и морально-нравственный уровень русского народа. Народ будет продолжать пить, как пил раньше. Все это понимают.

Дело в том, что если человек предпочитает бутылку водки вместо Большого зала консерватории, то никакие ограничения его не остановят. Он найдет чем развлечься и в три ночи, и в пять утра. Но, правда, я говорю о представителях зрелого и старшего поколения.

Совсем другое дело наши дети. Молодежь нынче употребляет значительно меньше алкоголя. У них, я сужу по своим детям и их окружению, университетское образование, приличный круг людей и совсем другие интересы. Им, особенно живущим в Москве, есть чем заняться. Сейчас они пока носятся по своим делам, пьют пиво, коктейли, танцуют, учатся и работают. Да и здоровья у них больше.

Тем не менее молодежь когда-нибудь перестанет быть молодежью. А человек никогда не перестанет быть человеком. Со всеми семью смертными грехами. И как только придет время подводить итоги, бывшая "поросль" полезет в бутылку. Хорошо, что не в петлю. Я ведь помню, как в студенческие времена нам хватало одной бутылки портвейна на десятерых. А теперь "десятки" не хватает на одного за вечер. Пьем мы ровно столько, сколько влезает, независимо от того, запрещают нам пить или не запрещают.

К тому же есть так называемые регионы, которые по отношению к Москве страны даже не третьего, а пятого мира. Там запрещай не запрещай - все равно будут гнать самогон (в доле с местным участковым). Деревня все-таки. Все опирается на межличностные отношения.

Все эти меры, как я уже говорил, в общем и целом не влияют на сформировавшихся алкоголиков. Более того, большинство людей сегодня, к сожалению, живет инстинктами. Для них поход в театр не является таким удовольствием, как распитие водки.

Однако есть шанс, что благодаря новым запретительным мерам многие из нас, в первую очередь молодые, не успеют пристраститься к столь пагубной привычке. Кто знает, может быть, именно с них и начнется новый виток русской культуры.