На кинорынке в Берлине Россию представят "Елки 3" и "Географ глобус пропил"

Впервые на Берлинском кинофестивале в новом формате начинает работу объединенный стенд Министерства культуры и Фонда кино.

…"Горько!", "Елки 3", "Ку! Кин-дза-дза", "В спорте только девушки", "Курьер из "Рая", "Географ глобус пропил", - эти отечественные проекты, представленные на стенде, наш зритель уже оценил по достоинству.  
"Милый Ганс, дорогой Петр", "Шагал-Малевич", "Смешная жизнь Олега Попова", "Эйнштейн: теория любви", "Бесы", "Братья Ч", "Клоун с осенью в сердце", "Девять дней и одно утро", анимация - "Снежный король", "Волки и овцы"… Эти новинки нашим зрителям только предстоит увидеть, но у тех, кто  приобретает кино для зрителя зарубежного, уже есть шанс с ними познакомиться.

- Увеличение продаж российских фильмов за рубежом - вот цель работы нашего стенда, - поясняет обозревателю "РГ" директор Фонда кино Антон Малышев. - Это место станет объединяющей деловой площадкой для тех, кто заинтересован в том, чтобы продавать и покупать российское кино, инвестировать в него. Мы откроемся 7 февраля и продолжим работу до окончания Берлинале.

Фонду кино вернули функцию, которая была у него прежде - представительство России на международных кинорынках и кинофестивалях?

Антон Малышев: Не совсем так. В 2013 году были уточнены задачи Фонда: он занимается только коммерческим кино и поддержкой зрительского кинематографа. Увеличить количество зрителей, посмотревших отечественные фильмы в кинотеатрах нашей страны, - это и есть цель Фонда кино. Вся международная деятельность была передана в Министерство культуры, и, по решению Попечительского совета, в начале прошлого года был упразднен Международный департамент Фонда кино.

Министерство культуры занимается в целом развитием киноискусства, поддержкой дебютов, неигрового кино и всего того, что не имеет прямой коммерческой основы. То, чем раньше занимался международный департамент Фонда - поддержка кинофестивалей, проведение различного рода представительских мероприятий на внешних площадках, организация деятельности международных киноакадемий (российско-немецкой, российско-итальянской, российско-французской) - безусловно, важно, но  не имеет отношения к целевой задаче Фонда.

Год мы прожили в новых условиях. Отрасль достаточно благосклонно приняла эти изменения. По итогам года рост доли российского кино в отечественном прокате даже превзошел ожидания. За три года деятельности Фонда кино на российском рынке было произведено много коммерчески успешных картин, благодаря чему  наши продюсеры сами начали приобретать опыт продажи фильмов за границу уже за серьезные деньги. Не так, как это было в 90-е годы, когда брали  какой-либо артхаусный малобюджетный фильм, вывозили за рубеж и торжественно продавали за три тысячи евро на всю Европу.

Мы говорим о продажах таких фильмов как, например, "Елена", "Сталинград"? Можно пояснить?

Антон Малышев: Тут сложно сравнивать. Потому что в случае с картиной "Елена" схема продаж основана на фестивальном успехе. Это яркое произведение киноискусства, и в условиях новых показателей эффективности работы Фонда кино мы имеем к нему меньшее отношение. А вот "Сталинград" - пример хороший. Это фильм, поддержанный Фондом кино, вышедший в широкий международный прокат, приносящий ощутимые финансовые результаты.

Я привела в пример  "Елену" потому, что зашла речь о продаже своих фильмов за рубеж самими продюсерами.

Антон Малышев: "Елена", скорее, исключение. Здесь речь идет о блокбастерах, ориентированных на отечественного зрителя. По итогам года мы увидели, что есть примеры, когда права на такие наши фильмы за год на зарубежных площадках были проданы на сумму в нескольких сотен тысяч долларов. Это те деньги, которые пришли в наше национальное кинопроизводство с внешних рынков. Продюсеры их получили и вложили в новые проекты.

И вы решили этот процесс систематизировать?

Антон Малышев: Министерство культуры традиционно много лет оказывает российским компаниям поддержку в представлении их продукции за рубежом, в том числе на кинорынках. Обсудив ситуацию с министром,  мы пришли к тому, что поддержка отечественной кинопродукции на международных кинорынках, как нельзя близка именно Фонду кино, в том числе исходя из задачи - увеличение объемов продаж российских фильмов за рубеж с целью привлечения дополнительных средств в отечественное кинопроизводство.

Чем тогда отличается деятельность Фонда кино от деятельности Роскино?

Антон Малышев: У Фонда кино есть предельно точная задача. Мы заточены на конкретный результат. Эффективность нашей деятельности - это продажи. А у Роскино есть замечательные достижения в сфере продвижения общего образа российского кино. Это из области киноискусства: фестивалей, недель российского кино и так далее.

Еще раз сделаю акцент на том, что именно в 2013 году мы увидели: ситуация начала меняться. Я не помню, чтобы еще три или пять лет назад у нас было такое количество кондиционных фильмов, которые можно было продавать за рубеж за реальные деньги. Мы, например, сейчас общаемся с аниматорами. Чудесные результаты, скажем, у компании "Wizart"…

…они сделали "Снежную королеву" в 3D.

Антон Малышев: Да. Выпустили ее в прокат в России, и уже год активно занимаются международными продажами. Результаты хорошие. И чего мы давно добивались, и что существовало лишь на уровне мечты - они сделали предпродажу продолжения фильма под названием "Снежный король". По ряду рынков заранее продали права на него, и теперь эти деньги вложат непосредственно в производство этого продолжения.

"РГ" писала об этом проекте в декабре в связи с крупнейшим азиатским телекинорынком в Сингапуре, где он также вызвал интерес. Но вот вы  сказали, что впервые так четко расписана программа. Однако уже в прошлом году работали стенды русского кино и анимации, скажем, на двух международных рынках в Каннах. И предпродажи были не только у анимационных, но и у кинопроектов. Что же тогда будет в 2014-м?

Антон Малышев: Я могу говорить о том, что будет, только по линии Фонда кино. Стенды, о которых вы говорите - объединенные: Министерства культуры и Фонда кино под брендом Russian Cinema. Мы используем накопленный опыт работы и стараемся, чтобы все коллеги, обладающие контентом, имеющим реальный коммерческий потенциал за рубежом, имели возможность бесплатно разместиться и быть прорекламированы на общем отраслевом стенде.

То есть, и в 2014-м эти стенды будут на крупнейших мировых кинорынках?

Антон Малышев: Да. И я могу их назвать. После Берлинского кинофестиваля будут Гонконг и Канны. В июне - мероприятие для аниматоров АНСИ в Антибе (Франция) и так далее.

Важный момент - откуда появился этот список. У Фонда кино существует пул партнеров: компании, которые делают зрительское кино. Мы уточнили, какие, по их мнению, точки являются наиболее перспективными для реализации их фильмов за рубежом, получили ответы и сформировали своеобразный рейтинг. Его и придерживаемся.

На Берлинале в работе вашего стенде принимают участие около 20 кинокомпаний. По какому принципу вы их отбираете?

Антон Малышев: Поскольку мы должны будем отчитаться по показателю объема продаж, то, безусловно, оцениваем коммерческий потенциал их продукта. С другой стороны, мы хотим обратить внимание наших продюсеров на то, что с точки зрения получения дополнительных инвестиций в проекты им необходимо пересмотреть свои пакеты фильмов или нанять для этого профессиональных дистрибьюторов. У нас уже существует несколько компаний, которые традиционно ездят по крупнейшим рынкам, формируют предложения, но институт профессиональных международных дистрибьюторов у нас только развивается. И мы будем поддерживать это направление.

У каких проектов, созданных в 2014 году при поддержке Фонда кино, будет хороший потенциал в России?

Антон Малышев: Таких достаточно много. Буквально недавно в прокат вышел "Вий", поддержанный Фондом кино. Эксперты сходятся в том, что это фильм-событие. Ждем продолжение фильма "Елки". У компании Тимура Бекмамбетова интересное развитие франшизы. Они хотят сделать "Елки 1914" и "Елки Лохматые" - самая удачная новелла из "Елок 3" с собаками превратится в отдельный фильм. Сергей Сельянов к концу года сделает новый полнометражный анимационный проект. Надеемся, что в 2014 успеют сделать "Горько 2". Это я говорю о проектах, чей ожидаемый бокс-офис около миллиарда рублей.

У нас много картин в стадии производства - в моем рабочем списке их 69. Это, конечно, очень разные по коммерческому потенциалу работы. Но все они имеют широкие возможности для выхода в прокат. Для начала - в России. Другое дело, что у нас в году всего 52 недели, и значительная их часть плотно занята голливудскими релизами. Сегодня мы имеем много кондиционных со зрительской точки зрения российских работ высокой степени готовности и большой пакет серьезных голливудских блокбастеров, которые выходят в этом же году. С этой точки зрения, 2014 - год непростой. Посмотрим, как все будет развиваться.

Есть опасность, что авторы будут специально просчитывать кино, чтобы оно было конкурентоспособно на мировом рынке. Потом такие фильмы смотришь и понимаешь, что они и на русского зрителя не рассчитаны, и до мирового еще не дотягивают.

Антон Малышев: Не могли бы вы привести конкретный пример?

Фильм "Соловей-разбойник". Я так и не поняла - то ли это была попытка иронии на тему Голливуда, то ли попытка играть по его правилам.

Антон Малышев: "Соловей-разбойник" весьма успешно выступил в российском прокате.

Мы начинаем осваивать зарубежные рынки, и смотреть, что хорошо продается. Российская история, экранизации классики, фильмы-экшн" - их любят покупать на Восток, анимация, о которой вы сказали…

Антон Малышев: Понимаю, о чем вы говорите. Я думаю, что в ближайшие годы для нас международный рынок вряд ли станет основным. И не будут пока российские продюсеры делать картины, ориентированные строго на китайский или американский рынок. У нас есть свой рынок, который, между прочим, уверенно растет. Он вырос на 10% в 2013 году и достиг более чем 43 млрд рублей. Поэтому, прежде всего, коллеги будут делать фильмы, рассчитанные на российского зрителя.

И все те успешные проекты, которые мы видим в прокате - выстраданы через российскую душу и нашу ментальность. Пример - та же "Легенда №17". Мы говорили с продюсерами, они не могли не сделать этот фильм. Это была для них близкая, больная тема. Я слабо себе представляю, что продюсер Леонид Верещагин сидит и думает, как бы нам сделать такое кино, чтобы все зрители НХЛ его посмотрели, а наши - как получится. У него есть своя позиция, которую он транслирует в проекты студии. И у остальных - тоже.

А я как раз представляю, как сидит российский продюсер и думает: сниму-ка я кино, и как бы мне сделать так, чтобы хорошо его продать зарубежному зрителю. Могу привести в пример фильм "В спорте только девушки". Проект сделан при вашей поддержке. Получилась…

Антон Малышев: …в хорошем смысле, стандартная американская комедия.

Вот именно! Почему именно такое кино как "Чемпионы" и "В спорте только девушки" мы выпускаем к Олимпиаде. Неужели это событие не заслужило действительно хорошей народной комедии?

Антон Малышев: Прежде всего, у нас все не строится по принципу: мы должны сделать кино к Олимпиаде. Все-таки у нас не советская система кинопроизводства.

Хорошо. Но работает конъюнктура рынка - под Олимпиаду можно сделать хорошее спортивное кино.

Антон Малышев: Я был на премьере этого фильма. Зал реагировал позитивно. Если у нас люди за свои деньги приходят в кинотеатры и идут на этот фильм, значит, он достоин поддержки Фонда кино.

Но у нас люди за свои деньги ходят на фильмы типа "Яйца судьбы". Значит, такое кино достойно поддержки?

Антон Малышев: Да. Потому что вчера зрители пришли на такое кино, которое по тем временам собрало сумасшедший бокс-офис. А сегодня они придут на "В спорте только девушки", а завтра - на "Географ глобус пропил". Хотя бы потому, что привыкнут: российское кино развивается от легких жанров к более сложным. Но все это - определенный  уровень качества, ощущение, что ты не зря купил билет - довольно долгий процесс. Мы многих зрителей потеряли в принципе. Я еще помню время, когда я шел в кинотеатр, покупал билет и смотрел в кинозале отечественное кино. А люди, которые выросли в 90-е, уже не видели его в кинотеатрах. То есть эти зрители с детства привыкли, что ходят на голливудское кино, и сейчас их переубедить очень сложно. Давайте делать это и в легком жанре - комедиями, и фильмами-событиями, такими, как "Сталинград". Нужно просто приучать людей к тому, что наше кино вполне качественно, и его можно смотреть. Более того, оно вполне  конкурентоспособно.

Но при этом мы должны говорить немножко на голливудском языке, чтобы наш зритель постепенно переучивался?

Антон Малышев: Каждый продюсер решает задачу по-своему. У нас же нет двух одинаковых успешных продюсеров - у каждого своя схема. Что касается фильма "В спорте только девушки", - это ладно скроенная комедия с чудесным подбором музыкальных произведений - авторы позаботились и купили права на хиты - это редкость. Хорошие молодые ребята и девчонки. А посмотрите, как город Сочи показан! Туда хочется поехать! Остальное - касса рассудит. Я считаю, что если человек идет в кинотеатр, и там идет американское кино и что-то похожее, но нашего производства - пусть смотрит наше. А то сегодня мы гордимся тем, что премьеры американских фильмов проходят у нас в один день со всем миром. Не знаю, в чем тут предмет гордости…

Кстати
  • C 6 по 14 февраля в Берлине в рамках ежегодного международного кинофестиваля Берлинале проходит кинорынок EFM. На этом мероприятии ВГТРК представит более 1200  часов кинопрограмм - художественные фильмы, сериалы, обширную линейку документальных фильмов. В берлинском каталоге - "Жизнь и судьба", "Пепел", "Шпион", "Бесы", "Тайны института благородных девиц", "Танковый биатлон".
  • Интерес зарубежных телекомпаний к экранизации русской классики, высокобюджетным  кинофильмам и уникальным документальным фильмам российского производства растет. Только в прошлом году ВГТРК через свое подразделение ВО "Совтелеэкспорт" заработала свыше 2 млн евро на продаже российского контента иностранным телекомпаниям.
  • Фильм "Жизнь и судьба" уже закупили Израиль, Польша, Сербия и Мексика. Сериал "Белая гвардия" увидят телезрители Израиля, Словакии и Швеции.
  • У азиатских байеров популярностью пользуются художественные фильмы с яркими батальными сценами, документальные фильмы военной тематики, музыкальные новогодние программы. Например, в Китае не первый год с успехом идет "Новогодний Голубой огонек на Шаболовке".