Объявив 2014-й Годом укрепления государственности, президент КР Алмазбек Атамбаев вынес вопрос о религиозной ситуации на Совет обороны. Заседание последнего глава государства провел в минувший понедельник, 3 февраля. Несколькими днями ранее президент КР подписал указ, в котором заявил, что "киргизская государственность переживает один из самых драматичных периодов своей более чем двухтысячелетней истории". Главной причиной этого он назвал состояние политической элиты.
- У многих ее представителей отсутствует государственный подход и ответственность за судьбу страны, - утверждает Атамбаев. - За высокопарными словами об интересах народа нередко усматривается примитивное стремление любой ценой получить доступ к государственным ресурсам или избежать ответственности за допущенные ранее злоупотребления. Предметом спекуляций и торга при этом зачастую оказываются основы национальной безопасности. Искусственно подогреваются межрегиональные, родоплеменные и межэтнические проблемы. Сформировалась особая категория политиков с подконтрольными им и материально мотивированными активистами и СМИ.
Неожиданное продолжение острая тема получила на заседании Совета обороны, где Атамбаев констатировал: отдельные политики пытаются превратить в орудие борьбы религию. "Необходимо положить конец таким тенденциям, - заявил президент республики. - С огнем играть нельзя. Мы видим это на примере Афганистана, Ирака, Египта и Сирии".
Глава государства призвал чиновников и экспертные круги обратить пристальное внимание на ситуацию в религиозной сфере, которая, по его признанию, долгое время не интересовала власти. Итогом этого, как он считает, стало то, что мусульмане в Киргизии нередко соотносят с верой культурные традиции далеких от Тянь-Шаня народов. "Наши традиции вытесняют арабскими, - сетует Атамбаев. - Мужчины отращивают бороды, женщины надевают паранджу, хиджаб. Когда я дал распоряжение установить памятник Манасу, против меня объявили джихад. Тот, кто теряет свои традиции и язык, теряет государство".
- За последние годы усилилась тенденция строить мечети за счет иностранных доноров, а для государственных деятелей стало нормой бесплатно совершать хадж, - говорит директор госкомиссии по делам религий Орозбек Молдалиев. - При проведении курултая (съезда) мусульман в 2010 году и избрании муфтия его члены открыто заявляли, что им удалось поставить своего человека на высокий пост, даже праздновали победу над государством. Это ли не политизация религии?
В республике, как утверждает Молдалиев, растет число экстремистских организаций, прикрывающихся религией. Их представители, по его словам, заявляют, что в Киргизии следует установить халифат, а указы и действия светской власти недействительны. Однако чиновники на местах бездействуют, нередко из-за отсутствия понимания серьезности проблемы и необходимого образования. Молдалиев также объясняет это отсутствием должного контроля за регистрацией новых религиозных организаций, чем, как он полагает, часто пользуются сектанты или радикалы.
- Религиозные организации, если они действительно являются таковыми, не должны вмешиваться в политику, - уверен Молдалиев. - Но и государству не следует противостоять религии. Необходимо с ней сотрудничать, направлять активность ее деятелей на благо общества. Тем не менее, порядок в регистрации религиозных организаций наводить нужно, чтобы избежать пропаганды радикальных идей.
Государство, как полагают эксперты, в свете событий в Афганистане опасается возникновения так называемой пятой колонны. Спецслужбы сообщают об участии граждан Киргизии в войне в Сирии на стороне талибов. В республике изымают из оборота книги радикального толка, листовки, радикальные материалы в электронном формате, задерживают членов подпольных экстремистских группировок. Ответственность за происходящее, впрочем, государство возлагает не только на себя, но и на духовенство.
Наибольшую обеспокоенность Совета обороны, как утверждают официальные источники, вызывает ситуация в среде мусульман. Часть из них, по данным властей, пользуется "целенаправленной поддерж-кой определенных кругов, а также со стороны зарубежных центров". Тогда как воздействие на паству Духовного управления мусульман КР чиновники считают слабым.
По словам спикера парламента КР Асылбека Жээнбекова, в Киргизии назрела необходимость реформ религиозных институтов. "В первую очередь это касается Духовного управления мусульман страны, - говорит он. - Ситуация такова, что оно уже не может самостоятельно себя реформировать". Глава правительства республики Жанторо Сатыбалдиев, в свою очередь, полагает, что государство могло бы частично взять на себя финансирование религиозных структур и попутно усилить контроль над ситуацией в духовной сфере.
"Если мы не направим действия мусульман Киргизстана в правильное русло, то другие силы будут управлять этим процессом", - говорит Алмазбек Атамбаев.
Кадыр Маликов, эксперт.
- Выступление президента на Совете обороны было жестким, но объективным. Однако запрещать деятельность отдельных религиозных организаций или проповедников нельзя. Жесткие меры Киргизстану в отличие от наших соседей не подходят. Запретительными мерами мы не решим проблему национальной безопасности. Мне кажется, нужно говорить о концептуальной политике. Необходимо разрабатывать стратегию духовной безопасности. Решения Совета обороны должны учитывать интересы страны и выбранную политическую модель.