Автокасса в городе Свободный разместилась на железнодорожном вокзале, возле нее пара мужиков зекоподобного вида частят привычной скороговоркой: "Кому до Благовещенска, Шимановска, Углегорска?! Сейчас поедем!"
Под их колючими взглядами покупаю билет до областного центра на рейсовый автобус. Отправляемся точно по расписанию. Просторный и теплый автобус вез всего пять пассажиров. Разговорились с водителем.
- Везу воздух и убытки. Нелегалы пассажиров из-под носа выхватывают, наши диспетчера несколько раз пытались жаловаться в полицию. Так их за это убить грозились, - вздыхает шофер.
Автовокзалов в Приамурье тоже становится меньше с каждым годом. В райцентре Архара власти несколько лет назад продали здание автовокзала под магазин. Теперь люди ждут автобусы на обочине. Районные чиновники советуют им коротать время в приемном покое ближайшей поликлиники... Закрыли автовокзал и в поселке Новобурейский.
- Автотранспортные предприятия автовокзалы содержать не в состоянии. У нас в тарифе заложена только зарплата и перспективы понижения цен на топливо. А сегодня ко всем местам общественного пользования очень жесткие антитеррористические требования. Нужно соблюсти технический регламент, - говорит Андрей Тягло, директор Райчихинского автотранспортного предприятия.
По его словам, в регионе работает целое нелегальное автотранспортное предприятие. О техническом состоянии междугородних "такси" можно только догадываться. Говорить о такой малости, что нелегалы не платят налоги и добрая половина из них стоит на учете по безработице, просто не хочется.
- Порядка нет, - с этих слов начинается наш разговор с начальником управления государственного автодорожного надзора по Амурской области Владимиром Злобиным.
- До 2005 года наша служба проводила лицензирование и осуществляла контроль всех автотранспортных перевозок. Потом законодатель отменил обязательное лицензирование, а контроль за пассажирскими перевозками возложил на региональный минтранс. И начался хаос, - говорит Владимир Иванович.
Сегодня перевозкой пассажиров может заниматься кто угодно - от парикмахера до ветеринара. Попробуй, устройся без специального образования в авиацию? Кто тебя допустит без профессиональных навыков к железнодорожному транспорту? Сплошное "можно" только для автомобильных перевозок. Но парадокс, никаких требований, кроме банальных прав на вождение автомобилем к перевозчикам, не предъявляется. Многие из них сильно удивляются от самой идеи проведения предрейсовых технических и медосмотров.
- Отмена лицензирования автоперевозок - одна из самых больших ошибок последнего времени. Делалось это под благой идеей прекратить кошмарить бизнес, а на деле стало бедой на дорогах. Получается, что государству все равно, кому доверить жизни и судьбы людей, - говорит Владимир Злобин.
Сегодня законодатель разрешил за нелегальный перевоз пассажиров штрафовать на максимальную сумму 2000 рублей. А за превышение веса при грузовых перевозках можно выписывать штрафы до 400 тысяч рублей, - разводят руками в амурском министерстве транспорта.
Светлана Сушкова, замруководителя Амурского минтранса, уверяет, что не успеют они доехать с проверкой до Благовещенского автовокзала, как всех "черных извозчиков" ветром сдует.
- Все проверки нам необходимо согласовать с прокуратурой, идет утечка информации. А потом, очень трудно доказать, что водитель везет пассажиров. Говорит, что это его друзья и знакомые. Люди поддакивают, - говорит Светлана Владимировна.
Все разговоры о трудностях контроля в наш век видеокамер и видеорегистраторов вызывает иронию. Сегодня нормативный вакуум довел до того, что нет даже единой формы путевого листа. А в обязательные реквизиты забыли (?!) внести графу о проведении предрейсовых и послерейсовых техосмотрах.
Профи говорят, что главная и едва ли не единственная причина хаоса на дорогах кроется в том, что госинспекторов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лишили права выходить на линию и проводить проверки легковых такси.
- В России более восьмидесяти субъектов, у каждого свои особенности. Региональные чиновники все-таки больше организаторы, чем контролеры. Осуществлять контроль - это прерогатива федеральных структур, которые более четкие и единые, - говорит начальник управления госавтонадзора по Амурской области Владимир Злобин.
Амурстат беспристрастно утверждает, что в 2013 году в регионе 1924 человека уведомили государство о том, что они занимаются пассажирскими автоперевозками. Закон позволяет сегодня просто уведомлять госорганы. А сколько не уведомило и не уведомит никогда? Дорожная тайна.
Недавно федеральное правительство приняло решение о продаже билетов на междугородние автобусы строго по паспортам. В Приамурье - это фикция...
- Братуха, до Углегорска довезу за триста рублей, - заговорщицки подмигивает мне мужичок на Благовещенском автовокзале.
Поселок Углегорск - это место строительства космодрома "Восточный". Вези что хочешь и кого хочешь!..
Большинство дорог региона ведет в Благовещенск. Единственный областной центр России, стоящий на государственной границе, имеет всего два въезда-выезда. Два технически оснащенных и желающих работать поста ДПС вполне способны контролировать ситуацию с перевозками. Сегодня, увы, этого нет. Безопасность перевозок в приоритетах не ходит, ее обгоняет "машина" под названием прибыль.