Он убежден: его жизнь могла бы сложиться иначе, если бы он не стал факелоносцем накануне московской Олимпиады в 1980 году. Спустя 34 года Николай Скалозубов снова пронес огонь Игр, и понял: эта эстафета заставит многих белгородцев если не заняться спортом, то хотя бы стать сторонниками здорового образа жизни.
Неслучайный человек
- Мне выпала честь участвовать в эстафете перед Олимпийскими играми в Москве, - вспоминает педагог. - Факелоносцев тогда тщательно отбирали. Помню, как всех собрали в Белгороде, на стадионе "Энергомаш". Нужно было пробежать ровно километр, но пробежать достойно. Народу было - тьма. Я не знаю даже, сколько всего претендентов участвовало в том забеге, но помню, что одновременно стартовали по десять человек. Я тогда бегал на дальние расстояния, и дистанция в километр была для меня коротковата. Помню, перед этим специально тренировался и получил неплохой результат - две минуты и 50 секунд. Потом я узнал, что в этом предолимпийском соревновании нужно было "выбежать" то ли из трех, то ли из четырех минут.
Впрочем, помимо результатов, организаторы эстафеты учитывали еще множество факторов, в том числе и личные качества кандидатов.
- Все мы предоставляли характеристику с места работы, и когда участников эстафеты собрали вместе, я понял: случайных людей среди нас нет. Все были достойны, - подчеркивает Николай Скалозубов.
Эстафета Олимпийского огня в 1980 году прошла не только по Белгороду. Протяженность маршрута составила 102 километра, огонь передавали друг другу 102 факелоносца.
- Нам, белгородцам, предстояло принять факел на границе с Харьковской областью и передать соседям-курянам. И вот, в день эстафеты нас собрали и выдали форму. Белую, красивую. Тогда нам нужно было пробежать с факелом километр, держа его на вытянутой руке. А в этот раз дистанция была короче - 200 метров, но факел - тяжелее. Уж не знаю, кто преодолел бы с ним километр, - улыбается он.
Яркая вспышка
Сравнить эстафеты 1980 и 2014 годов Николаю Скалозубову сложно - они слишком разные.
- Тогда эстафета шла по селам, и приготовления к ней напоминали подготовку к приходу дорогих гостей. Помню, по всему маршруту поменяли заборы. Но такого зрелища, как сейчас, не устраивали. Странно, но эстафету вообще особо не афишировали, и людей вдоль трассы было немного, - говорит собеседник. - Но все же я очень волновался. С одной стороны, чувствовал большую ответственность, с другой - гордость за свою страну и восторг от сопричастности к Олимпийским играм.
Эти же эмоции Скалозубов испытал и спустя 34 года.
- Когда в Белгороде мне передали огонь, показалось: это не факел вспыхнул, а что-то внутри меня самого, - говорит он и умолкает. - Вы не подумайте: это не просто громкие слова, но передать ощущения - нереально. Так было и в 80-м. Теперь мне кажется, что тот Олимпийский огонь все эти годы горел во мне и давал силы.
О факелоносцах московских Игр, по его словам, в области помнили недолго. Соревнования закончились - и жизнь пошла своим чередом.
- Теперь же все мы, участники эстафеты, почувствовали себя звездами. Сразу после того, как переоделись в форму, каждого буквально расхватали для фотосессии. Люди подходили на улицах, просили рассказать о себе. Но нас к этому подготовили. Шустрая девочка-инструктор предупредила: все внимание будет приковано к вам. Да и после того, как я передал огонь, ко мне снова подбежали фотографироваться. Не буду скрывать: очень приятно такое внимание. С трудом удалось вырваться - посмотреть, как волейболист Сергей Тетюхин зажигает чашу Олимпийского огня.
Быть примером
Теперь-то об эстафете и ее участниках не забудут. Чиновники областного правительства уже предложили сделать факелы музейными экспонатами, и свой Николай Скалозубов - первым из 180 участников шествия - передал Ракитянскому музею. Правда, едва он это сделал, реликвию пришлось забрать. Его, известного в регионе легкоатлета и тренера, стали приглашать на разные встречи - и обязательно с факелом.
- Недавно позвали в детский сад, - улыбается он. - Пойду, расскажу детям об Олимпийском огне. Может, кто-то из них в будущем станет спортсменом. Я думаю, для детей личный пример - самое убедительное. Можно им говорить, как важно двигаться, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, и в то же время курить, пить пиво и отращивать живот. Но в таком случае они не поверят словам, а я не хочу потерять доверие учеников. Очень приятно, что эстафета в этот раз стала настоящим праздником. Может, кто-то из малышей после такого зрелища захочет заниматься спортом.
Сам Николай Скалозубов вот уже больше сорока лет, не изменяя себе, начинает день с пробежки. В Дмитриевке примеру учителя физкультуры следует практически каждая семья, а в школе для спортивных кубков выделили огромный шкаф, где едва помещаются награды и самого Николая Федоровича, и его воспитанников.
- Нам, белгородцам, есть кем гордиться, а детям - чьему примеру следовать: это и Светлана Хоркина, и Федор Емельяненко, и наши волейболисты - сразу четверо стали олимпийскими чемпионами. Но важны не только победы, - подчеркивает он.
И о том, что для Скалозубова главное - догадаться несложно. После эстафеты к нему то и дело подбегали местные мальчишки, просили подержать факел. Учитель с улыбкой повторял каждому: "Хорошо - но завтра же начинай бегать".
- Я, конечно, шутил, - говорит он теперь. - Но на следующий же день один мальчик подошел ко мне и признался, что утро начал с пробежки.