Бывший сити-менеджер, подозреваемый в покушении на мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере (статья 30, часть 4 статьи 159 УК РФ), а также превышении должностных полномочий (часть 1 статьи 286 УК РФ), признан невиновным в совершении перечисленных преступлений. Залог в размере семь миллионов рублей, внесенный им в ноябре 2012 года в связи с изменением меры пресечения, будет возвращен.
- Еще в сентябре 2012 года я предупреждал следователей, что они фабрикуют уголовное дело, и у него нет никаких перспектив, - заявил Константин Лазарев. - Мне угрожали физической расправой, невыносимыми условиями содержания в следственном изоляторе... Я сам бывший сотрудник органов безопасности, полковник, и я был поражен низким моральным уровнем сотрудников органов внутренних дел, беспринципностью, с которыми столкнулся. Я очень хочу думать, что это какое-то исключение, что мне просто не повезло. Время подтвердило мою правоту, но за это решение пришлось заплатить более чем двумя годами моей жизни.
Константин Лазарев также сообщил, что планирует добиваться возмещения морального ущерба и полной реабилитации. Говоря о сложении с себя обязанностей главы администрации Смоленска, он сообщил, что соответствующее заявление писал без всякого давления, сознательно, чтобы не создавать неловкой ситуации в Смоленске, который готовился к своему 1150-летию.
Константин Лазарев, его заместитель, начальник городского управления ЖКХ Николай Петроченко и директор муниципального унитарного предприятия "Вычислительный центр ЖКХ" Виталий Ерофеев были арестованы в сентябре 2011 года. При выборе меры пресечения Останкинский суд Москвы принял решение содержать Лазарева под стражей, а соучастников поместил под домашний арест: первого - в Смоленске, второго - в подмосковном Пушкине.
Из материалов уголовного дела, которые в октябре 2011 года оказались выложены на популярном смоленском интернет-форуме, следовало, что строительную фирму "Европрестиж ", заинтересованную в освоении полумиллиарда рублей на "юбилейных" стройках в Смоленске, подыскал Виталий Ерофеев. Он познакомил ее представителя с вице-мэром Николаем Петроченко, в кабинете которого и была оставлена для передачи сити-менеджеру кожаная папка с пятью миллионами рублей. Деньги, по утверждению следствия, должны были стать "входным билетом" на открытые аукционы, связанные с подготовкой к 1150-летию Смоленска. При обыске в кабинете Виталия Ерофеева тоже обнаружились крупные суммы денег - два миллиона рублей в сейфе, еще три миллиона - в сумке.
Всем троим было предъявлено обвинение в покушении на мошенничество в особо крупном размере (статья 30 - часть 4 статьи 159 УК РФ). Поначалу Константин Лазарев признал свою вину, заявил о полном раскаянии, попросил о заключении досудебного соглашения с обязательством являться на допрос и не скрываться от следствия, а также выразил готовность дать "изобличающие показания" против других подозреваемых. Однако после того, как суд принял решение о содержании его под стражей, он от ранее сделанных заявлений отказался.
Николай Петроченко активно сотрудничал со следствием, и уже в октябре 2012 года суд признал его виновным в покушении на мошенничество и приговорил к трем годам лишения свободы условно и двухлетнему запрету на право занимать государственные и муниципальные должности.
Передавая в суд материалы уголовного дела, пресс-служба Главного управления экономической безопасности МВД РФ отметила, что расследование завершено "несмотря на обширные связи Лазарева и попытки оказать давление на следственные органы".
Процесс начался в ноябре 2012 года с того, что обвиняемый был выпущен из-под стражи под залог в семь миллионов рублей. Гособвинение потребовало для него наказания в виде шести лет лишения свободы с отбыванием срока в колонии общего режима и штрафа в 800 тысяч рублей, сам же Лазарев настаивал на своей невиновности. Процесс проходил открыто. По мнению подробно освещавших его журналистов, следствие не сумело представить убедительные доказательства вины бывшего сити-менеджера, и уголовное дело просто развалилось.