Более 60 процентов запасов "обычной" нефти и газа относится к категории трудноизвлекаемых, сообщил вчера министр природных ресурсов Сергей Донской. Назрела острая необходимость, подчеркнул он, не только более экономно относиться к уже имеющимся запасам, но и развивать освоение и добычу сланцевой нефти, нефти битуминозных песков, метана угольных пластов.
Министр напомнил, что сегодня фонд легко открываемых и разрабатываемых крупных месторождений практически исчерпан. "Очень важно, чтобы в долгосрочной перспективе прийти к освоению и тех, до которых добраться тяжело. Но для этого необходимо больше внимания уделять рациональному пользованию ресурсов. Нужно формировать новые институты, формы стимулирования и организации работ в направлении формирования и поддержки ресурсной базы", - заметил он.
Генеральный директор Росгеологии Роман Панов, который и будет главой Координационного центра, перечислил основные задачи: геологоразведка, изучение закономерностей формирования и распространения нетрадиционных источников углеводородного сырья, разработка технологий их добычи.
"Опыт других стран позволяет говорить, что только общими усилиями можно добиться результата. Необходимо к участию привлекать не только представителей власти, но и вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, научных, проектных институтов", - предложил он.
О том, что заняться изучением возможностей в сфере добычи трудноизвлекаемых нетрадиционных запасов нужно срочно, говорил и председатель научного совета РАН по проблемам геологии и разработки месторождений нефти и газа Алексей Канторович.
"В 2020-2025 году добыча нефти достигнет максимума, который нам удастся держать 5-7 лет, а потом наступит снижение. Для того, чтобы сохранить уровень экспорта и обеспечить внутренний рынок нужным объемом нефтепродуктов, нужно привлекать трудноизвлекаемые запасы. Если не начать работать над этим уже сейчас, то совсем скоро будет поздно", - уверен он. В то же время, считает эксперт, "дефицита традиционного газа до 50-80-х годов XXI века у нас не будет. Поэтому больше внимания надо уделять жидким углеводородам".
Проблемы возникают и в области добычи, добавил гендиректор ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт" (ВНИГНИ) Алексей Варламов. "Гидроразрыв пластов требует больших запасов воды вблизи месторождения, а это не везде достижимо. Смеси для гидроразрыва содержат много химикатов, что опасно для экологии. Срок эксплуатации скважин мал, они быстро истощаются, до 40 процентов в год. И, наконец, если одна скважина из 5 дает газ - это успех", - перечислил он.
При этом технически извлекаемые "трудные" ресурсы составляют в России 75 миллиардов баррелей сланцевого "черного золота" и 8 миллиардов кубометров сланцевого газа. И если не обратить внимания на эти объемы, резюмировали эксперты, то потом вскочить в последний вагон уходящего энергетического поезда будет сложно.