"РГ" побывала в самой высокогорной олимпийской деревне

Из названия - "дополнительная горная деревня" - можно сделать вывод о ее второстепенном статусе. Но это совершенно не так, хотя бы потому, что живут в ней представители популярнейших видов спорта - лыж и биатлона.

Самая труднодоступная деревня из трех, она спряталась в горах на высоте 1450 метров над уровнем моря рядом со спортивным комплексом "Лаура". Чтобы до нее добраться, потребуется пересесть с шаттла на канатную дорогу, а затем еще раз воспользоваться услугами авто. Перед главным входом площадь, названная в честь знаменитого отечественного лыжника Алексея Прокуророва.

"Имена наших прославленных спортсменов носят все улицы и площади деревни. Это чтобы иностранцы знали историю российского спорта", - поясняет руководитель объекта Виталий Савилов, согласившийся ненадолго стать нашим гидом.

Рядом с парадными дверями скромная табличка с надписью - "офис мэра деревни". Убранство этого кабинета более чем аскетическое. В дальнем углу угощение для посетителей, в другом - диван и обычный стол, за которым работает сам градоначальник Максим Чудов.

- А мне больше и не нужно, я же на месте не сижу, хожу по корпусам, спрашиваю, есть ли проблемы, - чувствуется, что бронзовый призер Ванкувера-2010 вжился в роль. - Тьфу-тьфу-тьфу, пока даже вечно скандальные норвежцы не жалуются. Вокруг "Слободы", такое название дали дополнительной деревне, сплошные горы, и спортсменам там особенно не разгуляться. Поэтому организаторы постарались максимально разнообразить досуг своих постояльцев.

Культурная и общественная жизнь деревни сосредоточена на трех этажах главного корпуса. Здесь все, чтобы спортсмены не чувствовали себя оторванными от цивилизации: салон красоты, центр-спа, бассейн, супермаркет, химчистка, почта. Последняя, к слову, располагает эксклюзивной услугой: в течение 15 минут можно обзавестись новенькими марками с собственным изображением на фоне олимпийских колец и гор. Правда, небесплатно - 300 рублей за комплект из шести марок. Сделка явно выгодная.

Развлечения в олимпийской деревне нужно искать буквально под землей. В главном корпусе помимо обычных, еще "минус" три этажа и вот там-то все, что нужно, чтобы развеяться после напряженных стартов и тренировок. Игровая комната с консольными приставками, DVD-зал, где спортсмены сами могут выбрать фильм для просмотра, приличных размеров спортивный зал, в котором лыжники и биатлонисты регулярно "рубятся" в волейбол. Подобного разнообразия в деревнях предыдущих зимних Олимпиад не было.

Те же, кто думает о душе, тоже не обделены. Межконфессиональный центр находится там, где ему и полагается, на самом верхнем этаже главного корпуса. Место для уединения здесь могут себе найти приверженцы шести вероисповеданий. Чтобы "работать" тут, тоже нужно было пройти строгий отбор. По словам послушника Высоко-Петровского монастыря Богдана, перед тем, как стать олимпийским волонтером, он сдавал экзамены даже на логику.

Тренер разбегается

Путешествуя по деревне, мы, конечно, украдкой рассчитывали повстречать кого-нибудь из спортсменов, и чем "звезднее", тем лучше. Но то ли олимпийцы заранее узнали про собравшихся к ним в гости журналистов, то ли усиленно тренировались - улицы деревни пустовали. И все же, когда надежда почти угасла, нам повезло. В резидентской зоне были замечены норвежские звезды биатлона Тарьей Бе и Эмиль Хегле Свенсена, разминающиеся с киями у бильярдного стола.

Забавно, что некоторые из коллег, похоже, так привыкли видеть обоих в боевой амуниции, что в обычной обстановке признали скандинавов не сразу. Впрочем, в непривычном амплуа норвежцы выглядели не менее уверенно и умело, нежели на трассе. Несмотря на видимое благодушие и раскрепощенность и Бе, и Свенсен с журналистами общаться отказались наотрез. А может, им просто пока не на что жаловаться.

Еще один сюрприз нас ждал в тренажерном зале. Вместо спортсменов на беговой дорожке километры наматывал тренер женской сборной по биатлону Вольфганг Пихлер. Соответствующий навык ему пригодится в гонках, когда он на бегу будет яростно подбадривать своих подопечных. Кульминация нашей импровизированной экскурсии - посещение жилого номера деревни. В комнату к спортсменам журналистов, конечно, никто не пустил: это категорически запрещено. Врачи сборных даже против того, чтобы посторонние просто заглядывали к ним в корпуса - вдруг занесут какую-то бациллу.

И все же, судить о быте олимпийцев мы могли практически из первых рук. В свой номер нас пригласил мэр деревни Максим Чудов, а он у него самый что ни на есть стандартный, без всяких привилегий.

"Таких комфортных комнат у спортсменов не было никогда", - основательно заметил Виталий Савилов, а мы машинально подхватили: "и не будет". А что еще тут сказать. Во-первых, номера по-настоящему просторные: в том же Ванкувере такие спортсменам могли только сниться. Во-вторых, с дизайнерским оформлением, как в гостиницах хорошего уровня. Наконец, с балкона открываются потрясающие виды на горы. Если не победы, то красивые фотографии жильцам "Слободы" по возвращении домой гарантированы.