Новости

07.02.2014 00:09
Рубрика: Культура

Лось и три медведя

В Берлине началась 64-я гонка за кинопризами
В Берлине открылся 64-й международный кинофестиваль. На этот раз российское кино достигло минимальной дозы своего участия в кинофоруме: оно займет внимание берлинских зрителей только на 16,5 минут.

Это будет короткометражный анимационный фильм молодого режиссера Леонида Шмелькова "Мой личный лось", который покажут в одном из побочных конкурсов Берлинале - Generation Kplus, адресованном детям до 14 лет. Картина расскажет историю о том, как мальчик Миша мечтает встретить живого лося, и эта мечта постоянно бродит где-то рядом и вечно ускользает от Миши. Леонид Шмельков - выпускник анимационной школы-студии "Шар", он один из художников-постановщиков анимационного сериала "Везуха" и режиссер нескольких его серий. Судьбу фильмов программы Generation Kplus решает детское жюри, но в любом случае ее призы не имеют отношения к трем главным медведям Берлинале - Золотому, Серебряному и Бронзовому: медведи водятся в других чащах.

Неуклонное снижение российского участия в Берлинале, некогда весьма к нам благосклонном, не объяснишь столь же резким падением уровня самого кино. Во всяком случае, регулярно отсматривая конкурсную программу Берлина, не раз с прискорбием отметишь, что российские режиссеры всегда могут предложить что-то получше, но фестиваль опять предпочел, что похуже.  Почему - это отдельная тема, но не случайно Берлинале слывет самым политизированным из киносмотров, причем это не более чем личная политика его дирекции. Был директором Мориц Де Хадельн - он понимал место нашего кино в мировом и им интересовался, стал директором Дитер Косслик - у него свое понимание и свои интересы. В любом случае считать Берлинале барометром погоды в российском кино не советую: его показания далеки от объективности. Не случайно Косслик в своем интервью "РГ", как мы видели, ушел от сколько-нибудь убедительного ответа на этот вопрос.

Нынешняя программа Берлинале содержит несколько хитов, но их явно недостаточно для киносмотра столь крупного калибра. Среди них внеконкурсные "Охотники за сокровищами" Джорджа Клуни и "Нимфоманка" Ларса фон Триера, в конкурсе - "Отрочество" Ричарда Линклэйтера - фильм-долгострой, съемки которого начались еще в 2002 году, "Двое в городе" Рашида Бушареба, "Любить пить и петь" - новая работа 91-летнего Алена Рене... Обращает на себя внимание взрыв интереса к китайскому кино - только в главном конкурсе три фильма из Поднебесной. Всего в охоте на "Золотого медведя" участвуют 20 картин.

Обычно в Берлин неохотно едут звезды: серый и мрачный в феврале, город не столь притягателен для знаменитостей, как лазурный Канн или венецианская лагуна. Тем не менее Дитеру Косслику удалось залучить Мартина Скорсезе, который представит документальный фильм о журнале The New York Review of Books, здесь ожидают Уму Турман, Мэтта Дэймона, Фореста Уитакера, Джорджа Клуни и Катрин Денев.

На открытии фестиваля прошла мировая премьера авантюрной комедии Уэса Андерсона, весь год интриговавшей поклонников американского режиссера, - "Отель "Гранд Будапешт". Несмотря на относительную молодость Андерсона (45 лет), его режиссерский почерк узнается мгновенно - как у самых оригинальных киноавторов, от Бертона до Тарантино. Он в первую очередь стилист - изысканный, фантазийный, ироничный. Юмор высекает из композиции кадра, остроумно придуманного гротескного пейзажа и как бы замороженной мизансцены, из преследующей вас симметрии, сорвавшегося с цепи ритма и самой нелепой, в природе неосуществимой погони, какая только взбредет на ум. Его картины наиболее точно характеризует нелюбимое мною кокетливое словечко: они - "прелестные". "Королевство полной луны" срубило бешеную кассу, Андерсон вошел в число культовых фигур. Новую картину ждали с придыханием, с трепетом, с надеждами на новое счастье. Режиссер эти ожидания подогревал: уклонялся от любых ответов на любые вопросы прессы. И за неимением точных данных газеты печатали слухи о фильмах, которыми Андерсон вроде бы вдохновлялся в работе: это были фильмы про отели, от "Гранд-отеля" 1932 года с Гретой Гарбо (тоже о похищении драгоценностей, но в берлинском отеле) до "Четырех комнат" с Тимом Ротом. Ссылались также на очень смешную комедию Эрнста Любича "Быть или не быть?" - наверное, из-за ироничного взгляда на Вторую мировую войну.

Вторая мировая присутствует в "Отеле "Гранд Будапешт" примерно как в "Драконе" Евгения Шварца - в шаржированном виде, без конкретики, но с фантазией. Да и все действие происходит в несуществующей республике Зубровка, в одежде персонажей угадываются балканские мотивы, в антураже отеля с его роскошными СПА - Будапешт, помещенный в такую крутизну, куда добираются фуникулером или, лучше, лифтом. Фашизм присутствует в виде черных штандартов с готическими зигзагами, эфемерный русский дух - в именах Иван, Игорь и Дмитрий, а также в "Камаринской" и "Светит месяц", исполняемых на балалайке. Престарелая графиня у сносшибательной Тильды Суинтон словно срисована с Графини из "Пиковой дамы", и ее тоже очень быстро убивают. Есть также интриги с похищением полотна "Мальчик с яблоком", отважным побегом из нового замка Иф и перестрелкой в лубочных, по-восточному витиеватых чертогах.

А шампуром, скрепляющим все это, стали приключения отельного консьержа Густава (Рэйф Файнс) , который сначала возмутился тем, что без его ведома отель взял в портье некоего Мустафу без образования, семьи и рекомендаций: круглый ноль. Портье и зовут Зеро - Ноль (Тони Револори). И вот этот Ноль вдруг вызывает доверие Густава и становится его ближайшим помощником во всех головокружительных авантюрах.

Фильм смотришь с лучезарными ожиданиями и уходишь с досадой. На этот раз Андерсона не то чтобы постигла неудача, но как бы случилась буксовка. Его прославленный стиль перетянул на себя все одеяло и быстро стал монотонным, а все приключения, хоть и бравурны, что-нибудь цитируют и кажутся неоригинальными. Нагнетание ритмов напоминает описанную Ильфом и Петровым рукопись композитора Листа, где на первой странице указано играть "быстро", на второй - "гораздо быстрее", на третьей  - "быстро как только возможно" и все-таки на четвертой -- "еще быстрее". Бесконечное нарастание фортиссимо приводит к срыву - где-то с середины начинаешь тайком от себя посматривать на часы. Ощущение избыточности, вплоть до обжорства, подкрепляется обилием звезд, которые поджаривают зал своим сиянием: Рэйф Файнс, Оуэн Вильсон, Эдвард Нортон, Тильда Суинтон, Джуд Лоу, Билл Мюррей, Эдриен Броуди, Харви Кейтель, Леа Сейду, Джейсон Шварцман, Уиллем Дефо, Джефф Голдблюм, Боб Балабан, Мэтью Амальрик, уф-ф...

Как признается Уэс Андерсон, любимые фильмы его детства - "Розовая пантера", "Звездные войны" и "Индиана Джонс". Очень похоже, что в своей картине он любовно перебирает эти кубики, пытаясь сложить из них свое королевство - только луна уже зашла за горизонт, и в мареве мерещатся призраки какого-то другого, не раз виденного кино.

На экраны России фильм выйдет 13 марта.

Культура Кино и ТВ Мировое кино 64-й Берлинский кинофестиваль Кино и театр с Валерием Кичиным РГ-Видео